«Здесь очень хорошо видно, насколько картина была грязна, насколько изменился колорит, – поясняет заместитель заведующего отделом реставрации станковой масляной живописи Государственной Третьяковской галереи Екатерина Волкова. – Особенно видно по подряснику белому – вот это то, что расчищено, вот то, что загрязнено».
Мимо картины ежедневно проходили тысячи людей. И она, по словам реставраторов, просто притягивала мельчайшие пылинки, которые оседали на поверхности лака, не проникая в красочный слой. Поэтому грязь смыли при помощи обычного мыльного раствора. После этого на картине открылись почти не читавшиеся ранее детали: цветы и птицы.
«Кроме загрязнения, были проблемы и более серьезные, – отмечает Екатерина Волкова. – Здесь было множество отставаний красочного слоя, даже осыпей, мы знали об этом и только искали случая, чтобы с ней заняться».
Картина «Юность преподобного Сергия» входит в цикл Нестерова, посвященный Сергию Радонежскому. Первым произведением на эту тему стало одно из самых известных полотен художника, которое он сам до конца дней считал своей лучшей картиной. «Видение отроку Варфоломею» Нестеров написал, когда ему было 27. Впоследствии он еще несколько раз возвращался к образу святого подвижника.
Еще одна работа Нестерова, которую предстоит отреставрировать перед выставкой – «Голгофа». Это произведение никогда ранее не экспонировалось. В последние годы картина хранилась на валу, из-за чего на холсте появились многочисленные осыпания красочного слоя. Главная сложность, по словам реставраторов, восстановить места утрат таким образом, чтобы максимально точно воссоздать Нестеровскую манеру нанесения красок на холст.
Ссылка на видео: http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/19725/video_id/208424