В Петербурге открылась выставка к 200-летию Верди, Вагнера и Даргомыжского

В филиале Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства решили отдать дань уважения трём выдающимся композиторам. В залах Шереметевского дворца – Музея музыки — открылась выставка «Верди. Вагнер. Даргомыжский. Петербургские истории». Проект приурочен к 200-летию со дня рождения мэтров музыкального искусства.
У каждого композитора, ставшего героем выставки, своя творческая судьба. Все они очень разные, непохожие друг на друга. Вместе с тем, в музее их соседство на выставке считают оправданным. Во-первых, Верди, Вагнер и Даргомыжский являются настоящими новаторами в оперном жанре. Во-вторых, их судьба так или иначе связана с Петербургом. Даргомыжский долгое время жил в Северной столице. Верди приезжал к Петербург в связи с постановкой оперы «Сила судьбы», представленной в городе на Неве в 1862 году, а Вагнер в 1863 году гастролировал здесь в качестве дирижёра. Таким образом, появилась
 возможность соединить их в одном контексте.
 Нынешняя выставка делится на несколько разделов. Один из них посвящён моменту появления Верди и Вагнера в Петербурге. Самый большой пласт представляют материалы, связанные со сценической историей произведений Верди и Вагнера на Мариинской сцене. Примечательно, что исторический экскурс доходит до начала XXI века, связанного с деятельностью Валерия Гергиева. Отдельный зал посвящён Даргомыжскому и его семье. По словам Розы Садыховой — одного из кураторов выставки, с особенностями личности Даргомыжского зачастую знакомы только специалисты. Выставка должна исправить этот пробел.

Основу экспозиции составляют портреты, сценические костюмы, эскизы, макеты и уникальные архивные документы. Многие экспонаты происходят из фондов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. Проект также поддержали Российский институт истории искусств, Институт русской литературы, Российская национальная библиотека и Библиотека Российской академии наук.

Открытию выставки предшествовала большая научная работа, в ходе которой было сделано несколько открытий. Как рассказала старший научный сотрудник научно-экспозиционного отдела музея Елена Грумад, в фондах были выявлены три неопубликованных автографа Даргомыжского, ранее считавшиеся утраченными.

Не менее интересны документы, связанные с творчеством Верди и Вагнера.

«Здесь можно найти автограф Верди и автограф Вагнера. Это не партитуры. Это автографы, рассказывающие об их присутствии в Петербурге», - уточнила Роза Садыхова.

На открытии выставки присутствовали признанные эксперты истории музыкального искусства, которые обозначили особую важность экспозиции. В их числе оказалась Алла Кенигсберг - доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской Консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова.

«Я хочу подчеркнуть, что устроители выставки исправляют ту ошибку, которая была характерна 150 лет назад для России, когда русская опера находилась в загоне», - пояснила Кенигсберг.

Выставка «Верди. Вагнер. Даргомыжский» в некотором смысле уравновешивает традиции европейской и русской оперы.
источник

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе