В "Манеже" открыт Основной проект Московской биеннале

Сегодня состоялось официальное открытие Московской биеннале современного искусства. Арт-объекты "разбросаны" по 40 площадкам столицы. Среди них – Дарвиновский и Музей архитектуры имени Щусева, галерея искусств Зураба Церетели, "Винзавод", Центральный дом художника. Но Основной проект биеннале размещен в "Манеже". Центральный выставочный зал идеально соответствует масштабам биеннале. Ее тема в этом году – "Больше света" – предполагает разнообразие интерпретаций и толкований.

То, о чем так долго мечтали создатели Московской биеннале, сбылось: Основной проект представляется в "Манеже". Первые попытки попасть сюда были предприняты еще в 2007 году, но доступ был закрыт. Теперь в "Манеже"  намерены задержаться надолго – центр города, пространство огромное, художникам есть где развернуться. На пятой биеннале в рамках Основного проекта представлено более семидесяти проектов, большинство поражают своим масштабом.

Разговоры и споры вокруг биеннале начались задолго до ее старта. То, в чем упрекали организаторов в прошлые годы, было ими учтено. Российских художников в этом году достаточно, много звездных имен: Александр Бродский, Валерий Кошляков. Много художников из Азии, стран СНГ. Западных звезд в этом году заметно меньше, но таков концепт в этом году – открывать новые имена и новое искусство. В числе участников те, кто уже успел обратить на себя внимание на других международных биеннале.

"Классно, что они все согласились, потому что мы не ожидали, что будет такоге единодушие и желание участвовать в биеннале московской. Сейчас такой элемент разброда и шатания наблюдается в художетсвенной среде по разным причинам, и то, что все согласились, это удивительно", – подчеркивает комиссар и художественный руководитель Пятой Московской биеннале Иосиф Бакштейн.

Во многом это заслуга Катрин де Зегер, куратора Основного проекта. Она лично убеждала тех, кто сомневался, стоит ли приезжать в Россию. Катрин входит в число топовых мировых кураторов. Проведенная ею биеннале в Сиднее два года назад была высоко отмечена критиками и названа одной из лучших в истории. Она не очень жалует провокационные работы, любит тонкое, полное метафор, красивое и светлое искусство.

"Меня многие спрашивали, не будет ли биеннале с феминистским оттенком. Наверное, есть немного. Мне хотелось, чтобы выставка получилась уютной, теплой, ну и светлой, конечно. Кстати, приехало много женщин-художников. Тем не менее, и острых работ много, просто нужно быть внимательным", – заверяет она.

Провокаций в работах Эрин Мэннинг искать не стоит – к искусству у нее очень женский подход. В рамках биеннале художник решила устроить фэшн-шоу. Ее инсталляция – это две тысячи выкроек с пуговицами, заклепками, стразами. Зрителям предлагается их соединить и почувствовать себя в роли модельера и модели одновременно.

"Мне интересно, как цвет соприкасается со светом, как они взамодействуют. К тому же сегодня мода предлагает невероятное количество неправильных фасонов, оригинальных форм. Девушкам будет интересно!" – обещает Эрин Мэннинг.

Гоша Влодарчак в Россию приехала первой. Уже в конце августа приступила к работе, рисовала каждый день по двенадцать часов. Начала расписывать конференц-зал и так увлеклась, что добралась до второго этажа. Работа называется "Морозные узоры". Что такое холод, Гоша знает – родилась и большую часть жизни провела в Польше, последние 13 лет живет в Австралии, но, видимо, все же скучает по морозам.

"Узоры – это так красиво. Почти месяц я работала нон-стоп. Знаете, меня вдохновил на это свет, который проникал из окон в пустое пространство "Манежа". Это очень красиво. Я ничего не выдумывала, просто наблюдала за тем, что происходит вокруг,  и рисовала", – поясняет она.

В России Гоша впервые – так же, как и Сун Дун, один из самых звездных участников пятой биеннале. Его мать какое-то время жила в Москве, город полюбила, но вернуться сюда ей не удалось. Его гигантская инсталляция – посвящение матери. Сун Дун привез вещи из своего пекинского дома – пусть хоть они увидят Москву. Москва же увидит, то, из чего состоит быт китайской семьи.

"Здесь столько вещей, связанных с моим детством! Вот в этом кресле моя мама на велосипеде возила меня в детский садик, а на этом мою сестру", – показывает художник.

Семейные ценности, позитивное настроение, безудержная фантазия – все это в теме Основного проекта биеннале "Больше света". Ощущение будто попал в сказочный мир или в Зазеркалье Льюиса Кэрролла. Никакой чернухи, провокаций, сенсаций – всего, чего обычно ждут от актуального искусства. Организаторы Московской биеннале не предлагают прятаться в иллюзорных мирах, но призывают стремиться к красоте, чтобы в мире было больше света.
Видео
Новости культуры
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе