Творец русского пейзажа

В Третьяковской Галерее проходит выставка к 150-летию со дня рождения Исаака Левитана

Что такое русская природа? Это Саврасов и Левитан. И если Саврасов – это грязь и слякоть деревенского двора, то Левитан – золотой лес, тишина бескрайнего неба и река, на берегу которой стоит церковь или монастырь. Будучи учеником Саврасова, Левитан начинал с пейзажа локального, повествовательного и лиричного («Осень. Дорога в деревне» (1870-е, ГТГ), «Мостик. Саввинская слобода» (1884-1889, ГТГ)), а пришел к масштабному, обобщенному и философскому («Вечерний звон» (1892, ГТГ), «Владимирка» (1892, ГТГ), «Над вечным покоем» (1894, ГТГ)).

Фото: Над вечным покоем. Исаак Левитан, 1894 г.

Популярность Левитана заключается в том, что он нашел некую универсальную формулу выражения русского пейзажа, оказавшуюся близкой и родственной каждому человеку нашей страны. Общественность признала эту формулу верной и возвела ее в некий культ. У родной природы появились свои составляющие целостного образа: широкая река, небо с облаками, холм с церковью, деревья с зеленой или желтой листвой и дорога, уводящая вдаль. Все эти несколько поднадоевшие зрителю «знаки» и каждый мотив в отдельности оказались участниками некоего действа становления каноничного образа российского пейзажа. К примеру, изображение храма в картинах всегда звучит как утверждение: Бог есть, и он здесь, на русской земле. Даже когда к церкви не ведет никакая видимая переправа (как мост в картине «Тихая обитель» (1890, ГТГ) или лодка в «Вечернем звоне» (1892, ГТГ)), когда она удалена от зрителя и запрятана среди деревьев, ее силуэт, как некий столп веры, возвышается над землей, наполняя пространство вокруг благодатью.

Фактически Левитан назвал русский пейзаж русским и поставил внизу свою подпись. Ранее до таких масштабов и философских обобщений реалистический пейзаж еще не доходил. И в этом-то одно из достоинств Левитана – он честно писал природу, но, что еще важнее, – он ее безумно любил и для того, чтобы выразить ее красоту и настроение, стремился максимально использовать все художественные возможности живописи. В этом отношении художник сделал большой шаг в сторону от доживающего свое время реализма, который ради правды жертвовал качеством произведений.

В деле с классическим, и потому наскучившим и пресытившимся зрителю, Левитаном вопрос лучше ставить не о том «что» изображено, а о том «как». В этом-то и суть выставки – пощупать краску художника глазами, стать сопричастным некой мистерии образов русской природы, созданной Исааком Ильичем Левитаном.

Вечерний звон. 1892

Художник возвел свой образ природы с уровня внешне воспринимаемой реальности на уровень внутренне-духовного представления. Почувствовав философию природы, ее пространство, свободу, красоту, величие и одухотворенность, Левитан, как бы вступив с ней в соавторство, создал некую идеальную форму, которая, в свою очередь, зарядила и оживила выражающую ее живопись. Соединив совершенство природы и внутренние идеи художника, оторвавшись от чувственного прообраза, пейзаж в картине стал созданием высшего искусства. Крайней точкой этого явилась так и не законченная картина «Озеро» (1899-1900, ГРМ), над которой художник трудился несколько лет, ища предельно точного выражения образа русского пейзажа, щемящего яркостью красок, звенящего воздухом чистого пространства.

Красота природы стала красотой живописи. После Саврасова, Васильева, Поленова Левитан делает следующий шаг в освоении пленэра. Стиль исполнения приобретает характер быстрой и свободной импровизации. Левитан пишет большое количество этюдов, в которых идет по пути усиления красочной звучности, призванной наиболее живо воплотить настроение разрабатываемого мотива. Картина «Березовая роща» (1885-89, ГТГ) – это уже почти импрессионизм, к которому художник приходит самостоятельно, еще не видя западных работ. Ощущение воздуха, передача пронизанного солнцем пространства, переполненная сочностью и жизнью зелень, цветные рефлексы, яркие цвета, пастозные мазки, фрагментарность выхваченной части пространства… на пути к импрессионизму Левитана останавливает разве что чувство картинности, «сделанности», продуманности пейзажа. Происходит это потому, что художник не может или не хочет освободить свою живопись от идеи, мысли, ассоциации. Так, природа в картинах Левитана оказывается одновременно и сиюминутно увиденной и пребывающей в вечном (вневременном) состоянии бытия.

Людей на картинах художника нет: они казались бы затерянными среди огромных пространств. Однако пропитанность пейзажа живым человеческим чувством – любовью, трепетом («Март», «Золотая осень» (обе 1895, ГТГ)) или страхом, холодом, тайной («У омута» (1892, ГТГ), «Над вечным покоем» (1894, ГТГ)) – делает природу в произведениях имманентной человеку. Зритель не ощущает себя отстраненным, а как раз наоборот, смотрит на природу глазами Левитана, ощущая то же настроение и тот же благоговейный трепет.

Выставка получилась по-настоящему масштабной и уникальной. Этюды, картины, графика (пастель, рисунки), фото, письма, видео о реставрациях, освещение отношений с Чеховым… Левитан был мощнейшей личностью, смотреть на творчество которой надо без навязчивых предубеждений.

Выставка “Исаак Левитан. К 150-летию со дня рождения” проходит до 20 марта 2011 года в комплексе Третьяковской Галереи в Лаврушинском переулке.

© Religo.ru

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе