Третьяковка воспроизвела уничтоженные работы художника Юрия Пименова

Мастер ликвидировал их после радикального творческого переворота.
ЮРИЙ ПИМЕНОВ. "НОВАЯ МОСКВА"


Третьяковская галерея откроет осенний сезон большой персональной выставкой Юрия Пименова, где, конечно же, будет выставлена его самая известная работа «Новая Москва», изображающая почти ренуаровскую девушку за рулем кабриолета.


Настоящим открытием проекта станут работы, которые художник собственноручно уничтожил. Теперь их воспроизведут на металле по фотографиям 1920-х годов.

Всего на выставке представят более 170 произведений: 85 живописных картин, а также графику, афиши и мультимедийную инсталляцию с изображением гигантского панно, которое некогда произвело фурор в Нью-Йорке.

Поразительно, но это первая персональная выставка прославленного живописца, сценографа, писателя и педагога Юрия Пименова в Третьяковской галерее. Музей, что называется, созрел, чтобы по-новому прочитать творчество этого легендарного автора, любимого как советской, так и современной публикой. Проект откроется 8 сентября и простоит аж до 9 января, чтобы его успели посетить все желающие. Выставку  открыли бы и на большой срок (масштабная и готовилась долго), но графику нельзя показывать более четырех месяцев.

– Пришел момент, когда мы достигли такого уровня знаний про советский период, что можем не делить его на черное и белое, – говорит директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. – После серии выставок, посвященных периоду оттепели и застоя, мы начала по-другому писать и исследовать советское искусство. Мы иначе относимся и к творчеству Пименова. Созрела кураторская мысль.

Юрия Пименова широкая публика знает по картинам, наполненным светом и легкостью, нотками французского импрессионизма, такова и его «Новая Москва» (1937 год). Однако Пименов, в отличие от многих других художников, очень полярный автор.

Его творчество можно разделить на три периода. До второй половины 1920-х годов он близок к авангарду, его живопись наполнена экспрессией, контрастными цветами, фигуры угловаты и графичны. Но в 1931-м художник переживает переломный момент, после которого его стиль резко трансформируется. Тогда его художественный язык становится совсем другим – в нем появляется тот самый свет, романтизм, легкость и радость.


В 50-60-х он снова меняется – в его творчестве больше плакатности, при этом в фокусе его зрения все равно главное – человеческий подход к сюжету: он пишет то, что волнует всех и каждого. Даже путешествуя по Италии, он рисует не пейзажи, а людей, причем так, чтобы мотивы были созвучны сознанию того времени – периода застоя, когда надежда на светлое будущее, появившаяся в годы оттепели, померкла.

– Пименов все время менялся, отражая эпоху в тот самый момент, когда он пишет, – продолжает рассказ Трегулова. – Трудно представить, что это автор «Новый Москвы» в 23 года написал картину «Даешь тяжелую индустрию», представленную на Венецианской биеннале. Она стала самым ярким отражением второй половины 1920-х годов – эпохи индустриализации. А потом произошел возврат к фигуративности. Он раньше многих отреагировал на мировую тенденцию ухода от авангарда в реалистическое искусство, еще до того, как был закрыт ОСТ (Общество художников-станковистов) постановлением ЦК ВКП(б) 1932 года. Пименов входил туда, как и Дейнека, и тоже ушел еще до роспуска объединения.

Однако после радикального творческого переворота художник стал уничтожать свои ранние работы. Он даже забрал многие из музеев, предложив взамен новые. Всего было уничтожено 12 произведений, в основном это были масштабные панно. 8 из них будут воспроизведены на металле специально для персональной выставки в Третьяковке по фотографиям из старой прессы и каталогов. Благо, такие документальные материалы сохранились, поскольку творчество Пименова во все времена приковывало внимание публики, им восхищались, его ругали, но о нем всегда говорили.

Особый раздел выставки будет посвящен панно размером 9 на 14 метров, которое было представлено на международной выставке в Нью-Йорке 1939 года. Тогда панно вызвало большой резонанс, однако оно служило скорее фоном для модели проекта Дворца Советов Бориса Иофана. Дворец со 100-метровой фигурой Ленина наверху должен был стать центром новой советской Москвы и самым высоким зданием в мире (высотой 415м). Его планировали возвести на месте взорванного храма Христа Спасителя.

Панно Пименова после выставки в Нью-Йорке показывалось лишь однажды – в 1994 году в Русском музее, где оно хранится в фондах по сей день. По состоянию сохранности его невозможно привезти в Москву, но сотрудники петербургского музея сделали детальную фото- и видеосъемку, на основе которой создан фильм. Его и покажут в Третьяковке.


Помимо этого будет представлена графика, плакаты, иллюстрации и театральные эскизы Пименова. Он с юности «болел» театром и всю жизнь работал как театральный художник, сотрудничая с разными сценами по всей стране. Это не столь известная, но очень важная страница его творческой биографии. Он также работал в кино. Особо ценным экспонатом выставки станет афиша к фильму «Пышка» – дебютной картины режиссера Михаила Ромма, которая также стала дебютом для Фаины Раневской и Пименова (это была его первая афиша). Этот раздел, получивший название «Таинственный мир зрелищ» (так же называется книга художника о театре), станет финальным на выставке.

В экспозиции будут представлены работы из 22 музейных и частных собраний России, Белоруссии и Латвии. Заполучить работы из-за рубежа было непросто, подчеркнула Трегулова, но без них выставка не была бы полной. Кроме того, к открытию будет издан каталог и отдельная книга одного из кураторов выставки Елены Воронович о картине «Новая Москва».

Автор
МАРИЯ МОСКВИЧЕВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе