Путь художника

Однажды я прочитала интересную фразу: «Чтобы стать художником, необязательно быть шизофреником, как Ван Гог, или гулять с муравьедом на поводке, как Сальвадор Дали». 

Действительно, хватит таланта, желания его развить и любви к прекрасному. А эти три составляющие точно есть у молодого обаятельного угличского художника Дмитрия Кузнецова.


кузнецовЕго наверняка видели многие угличане: он любит писать с натуры, выходя с этюдником на тихие угличские улицы, а на набережной в туристический сезон продаёт свои замечательные работы. Там мы и разговорились с ним в один из летних дней. Дмитрий оказался очень открытым, жизнерадостным и интересным человеком, а общение с ним доставило удовольствие.

Рисовать мальчик начал в три года: однажды случилась гроза, ураганный ветер клонил деревья, это произвело сильное впечатление на юную душу, и Дима, находясь под ним, написал свою первую картину. Папа, Андрей Александрович, – человек приземлённой профессии – тракторист, работает на шлюзе. (Но какой же это колоритный персонаж, скажу я вам, забегая вперёд, неслучайно Дмитрий частенько пишет его портреты). А мама, Светлана Сергеевна, обладает художественными способностями, видимо, от неё они и передались двоим из троих сыновей. Дело в том, что средний брат, Вадим, – ювелир по образованию, и сейчас он тоже занимается живописью. Есть и старший брат, Андрей.

Но вернёмся к герою моей публикации. Будучи маленьким, Дмитрий любил рисовать исключительно ручкой и карандашом, как мать ни старалась подсовывать краски. В изостудии в левобережной части города преподаватель Ирина Велиева дала азы рисования, познакомив своих учеников с профессиональным подходом к этому.

– Там была удивительная душевная атмосфера – старинное здание, печка, немного учеников, – с улыбкой вспоминает художник.

Проучившись в изостудии два года, он поступил в детскую художественную школу, где к тому времени уже занимался средний брат. Началось познавание художественной грамоты: построение, композиция. Два года рисовали гуашью, а потом стали акварелью, пошли первые сложности…

После девятого класса можно было поступать в художественное училище, но Дмитрий Кузнецов оттягивал этот момент, так как до конца не был уверен в правильности выбора жизненного пути, ведь его ещё привлекала (представьте только!) медицина, одно время он подумывал связать себя с ней. Однако к середине 11 класса окончательный выбор был сделан, юноша усиленно стал заниматься живописью. Очень по-доброму отзывается он о своих педагогах: Светлане Кононовой, Александре Ахлестине, Елене Соломиной, Валерии Куртмулаеве, Елене Кудрявцевой…

В Ярославском художественном училище началось строгое систематическое образование, расслабляться было некогда. Проучившись четыре года, Дмитрий решил с друзьями попробовать поступить в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова в Москве. Удивительно, но они покорили столицу с первого раза. Окрылённый парень с желанием и в то же время со страхом поехал на учёбу, но через полгода решил уйти оттуда. Путь юноши лежал в Санкт-Петербургскую академию художеств имени Ильи Репина. Учиться, признаётся Дмитрий, было интересно, но сложно, особенно по рисунку, тем не менее его труды дали свои плоды – он получил бронзовую медаль в конкурсе, проводимом академией.


– Педагоги хотели добиться от нас, учеников, реальных, ощутимых результатов, – говорит собеседник. – Надо понимать при этом, что свой стиль и своя манера написания у каждого со временем вырабатываются сами собой, поэтому нас учили, что не стоит пытаться как-то выделиться, а нужно постоянно совершенствовать свои умения.

Парень нашёл близких себе по духу людей, сблизился с ними, вместе они продолжили грызть гранит науки. Шесть лет учёбы в Питере не прошли даром: талант открылся в полной мере. Годы учёбы много дали для формирования творческой личности молодого человека: интересные поездки на пленэр (Крым, Белгород, средняя полоса России), постоянная ежедневная работа с натуры…

Учась, Дмитрий Кузнецов постоянно писал картины, которые продавал, а на эти средства мог закупать краски, холсты, да и себе на жизнь надо было зарабатывать. Кто-то из студентов, вспоминает он, занимался преподаванием в художественных школах – педагоги в академии относились к этому с пониманием.

– Самое интересное пошло на третьем курсе академии – отшлифовались некоторые навыки, подходы к композиции, пошли прорывы по рисунку, – рассказывает мой визави. – К окончанию учёбы нас подводили к тому, что наш путь – быть художниками. В какой-то момент мы с другом подсели на соцреализм – старались подражать по мере возможности, привлекали свежесть восприятия, яркость красок, некий задор.

Год назад Дмитрий окончил академию. Его дипломная работа, которую хорошо оценили, называлась «В пути» – это триптих: на одной картине изображена женщина – дежурная по железнодорожному переезду, которая не пропускает машины, на другой – одинокий старик, едущий в сумерках в «ПАЗике», а на третьей – самосвалы, которые чистят снег, а в контраст им рабочий с лопатой.

Я поинтересовалась у художника, почему он не остался жить и творить в Питере. На что получила весьма патриотичный ответ:

– Люблю здесь писать, люблю наши храмы, природу, прирос к этой земле, всегда во время учёбы скучал по своему краю.

Независимо от времени года Дмитрий выходит писать, он много работает, постоянно совершенствуя свой талант. Пишет с натуры, тренируя руку, как говорит сам. Планирует связывать своё творчество с местным краем, а также с социальными вопросами. Он чётко разделяет творческие картины от пленэрной живописи. Пишет сейчас исключительно маслом, причём на заказ это делать не желает, равно как и заниматься преподавательской деятельностью. Однако художник признался, что если бы ему, к примеру, предложили проиллюстрировать книгу, то он с радостью взялся бы за это дело.


– Если мне это нравится, я рисую, – говорит Дмитрий. – С натуры портрет напишу, так как мне интересно уловить типаж, а вот с фото – нет.

У него есть замысел – создать КАРТИНУ (именно так, мощно), венец всего, где аллегориями сказать то, о чём хочешь, и при этом чтобы публика поняла и приняла.

Почему-то во время беседы мне вспомнилась песня Аллы Пугачёвой «Миллион алых роз»: «Жил-был художник один, домик имел и холсты…» Возможно, потому, что у Дмитрия Кузнецова есть свой дом на Левом берегу, который художник достраивает, там будет и мастерская. Есть мысли, куда развиваться и в каком направлении работать дальше. Одного пока не случилось в жизни молодого человека – он пока не повстречал свою любовь. Признаётся, что это понятие прежде всего ассоциируется у него с жертвенностью, на которую в нынешнем мире не все способны.

Так что у Дмитрия две заветные мечты: создать семью и реализоваться как художник. Уверена, что у такого талантливого, открытого, доброго человека, как он, всё сложится.


ВРЕЗ
Весной в детской художественной школе состоялись выставка работ Дмитрия Кузнецова и встреча учащихся с ним, которая прошла на одном дыхании.


Автор
Надежда ЛОЖКОМОЕВА. Фото Ивана БИЗИНА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе