Природа мгновения: 5 знаменитых шедевров Клода Моне

14 ноября 1840 года родился знаменитый французский живописец, один из основателей импрессионизма, Клод Моне. Всю свою жизнь великий художник посвятил искусству, отстаивая свой главный принцип: "не важно, что изображено, важно как изображено". В своём творчестве он стремился показать текучесть мгновения, создавая серии работ с одинаковыми сюжетами, изображающие изменения нюансов окружающей среды в разную погоду, в разное время суток, при разном освещении.
Приверженцы академического стиля в искусстве не понимали новаторства Моне и его единомышленников, называя их картины "сплошным впечатленчеством", но это не умаляло энтузиазма художника и стремления творить, даже в нищете и нужде. Он гордился своим призванием, заявляя: "Я импрессионист, и намерен всегда им оставаться". Пусть и не при жизни, но талант художника был всё же по достоинству оценён. Его гением восторгаются миллионы людей по всему миру, а его полотна хранятся в самых знаменитых музеях мира. Кроме того, Моне считается одним из самых дорогих живописцев в мире - его картины регулярно уходят с молотка по рекордным ценам.


  Портрет Клода Моне работы Пьера Огюста Ренуара (1872)

Клод Оскар Моне родился в Париже, но в в возрасте пяти лет переехал с семьёй в Нормандию, в Гавр. Его отец, бакалейщик по профессии, видел сына продолжателем семейного дела, однако Клоду суждено было пойти по другому пути. С детства мальчик, скучающий на уроках и ненавидящий строгую дисциплину, развлекался, разрисовывая обложки тетрадей карикатурными портретами учителей. К 15 годам он достиг большого мастерства в карикатуре и стал известен на весь Гавр. Ему поступало множество заказов, и вскоре молодой Моне стал зарабатывать первые деньги, продавая свои рисунки в местной художественной лавке. В той же лавке продавались пейзажи художника Эжена Будена, которому суждено было стать первым учителем Моне. Вскоре 17-летний художник заявил родителям о своём желании ехать в центр художественной жизни - в Париж.

Долгое время юноша не мог определиться с тем, в какое заведение поступать: ему не нравились работы руководителей многих мастерских. Зато он регулярно посещал собрания в "Кабачке мучеников", где пили и вели оживлённые беседы представители творческих кругов Парижа. Отец отказался выплачивать содержание сыну, и финансовую поддержку молодому человеку оказывала тётушка из Гавра, тоже увлекающаяся живописью. Она же помогла Моне откупиться от воинской повинности, когда его призвали в армию и отправили в Алжир в 1860 году.

В 1862 году, вернувшись в Париж, Моне поступил в университет на факультет искусств, но был разочарован царившим там академическим подходом к живописи и неприязни ко всему новому, что заставило его оставить учебное заведение. Вскоре он поступил в студию живописи, организованную Шарлем Глейром и познакомился со своими молодыми единомышленниками, составившими вскоре костяк группы импрессионистов: Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем.

В 1866 году Моне создал картину, принёсшую ему известность и похвалы критиков - "Камилла, или портрет дамы в зелёном платье". В 1870 году Камилла Донсьё стала женой художника. Весной 1871 года работам Моне было отказано в разрешении на участие в выставке Королевской академии в Лондоне, куда он отправился с началом франко-прусской войны в 1870 году. Покинув Лондон, Моне с женой и сыном переехал в Зандам, в Голландии. С окончанием войны он вернулся во Францию, где до 1878 года жил в живописной деревушке Аржантей, а затем перебрался в деревню Ветей.

В 1879 году 32-летняя Камилла Моне скончалась от туберкулёза. Опечаленный Моне посвятил ей картину "Камилла на смертном одре". Во второй раз он женился в 1892 году, на Алисе Ошеде. К тому времени его талант был признан, он получил славу и богатство. Моне с женой перебрался в новый дом в Живерни, в 80 км к северо-западу от Парижа. Там он жил до последних дней, не прекращая работы, несмотря на две перенесённые операции по удалению катаракты глаз. В 1911 году умерла Алиса, в 1914 – старший сын Жан. Клод Моне пережил их, скончавшись 5 декабря 1926 года, в 86-летнем возрасте.

"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку самых известных полотен великого художника.

1. "Завтрак на траве" (1866)



Первая значительная картина художника, подводящая итоги художественного поиска первых лет творчества, имеет непростую судьбу. Изначально картина была написана в 1865 году в Шайи, неподалёку от Парижа. Однако не удовлетворённый работой, молодой Моне оставил её в качестве залога хозяину гостиницы, где проживал, а по возвращении нашёл её сильно пострадавшей от сырости и, спасая, разрезал на три части. Левая и центральная части первоначальной картины хранятся в Лувре, правая - утрачена. Общеизвестная же версия 1866 года была написана по мотивам первого холста в уменьшенном варианте. Оступая от принятых в академической среде правил плавного перехода от света к тени, Моне изобразил фигуры завтракающих мужчин и женщин с помощью обобщенных световых пятен-мазков. Предметы на картине не имеют чётких контуров: они словно смазаны лёгким движением ветерка. В картине ясно читается почерк начинающего талантливого импрессиониста. Полотно хранится в Пушкинском музее в Москве.




2. "Впечатление. Восходящее солнце" (1872)


Именно этот знаменитый пейзаж, в оригинале названный "Impression, soleil levant", и дал название целому художественному направлению и его представителям. Этюд, написанный с натуры в старом аванпорте Гавра, замечательным образом передаёт момент превращения ночи в день. Особое наложение мазков даёт ощущение уходящей ночной дымки, а всего несколько штрихов ярко-оранжевого цвета показывают играющий на водной глади солнечный свет раннего утра. Полотно выставлялось на первой выставке импрессионистов 1874 года и подверглось широкой критике, как и вся выставка в целом. Знаменитый критик Леруа написал: "Обои, и те смотрелись бы более законченно, чем это "Впечатление"!". Сегодня картина входит в сокровищницу мировой культуры. В 1966 году сын живописца, Мишель Моне, подарил её и другие картины отца, парижскому музею Мармоттан, создав там крупнейшую в мире коллекцию картин Моне. В 1985 году картина была украдена, но в 1991 году её нашли и вернули в музей.



3. "Бульвар Капуцинок в Париже" (1873)

Вид из окна на парижский бульвар Капуцинок запечатлён на двух полотнах Клода Моне с одинаковым названием. Одно из них находится в Пушкинском музее изобразительных искусств Москвы, другое – в Художественном музее Канзас-Сити. На обеих картинах композиция построена таким образом, чтобы производить впечатление случайно выхваченного фрагмента из стремительного потока жизни. В "московской" картине замечательно передан ясный солнечный день, показан контраст освещённой и затенённой частей улицы, справа изображены фигуры друзей художника, наблюдающих за жизнью улицы с балкона. Полотно из Канзас-Сити, выполненное в другом (вертикальном) формате, наоборот, показывает бульвар в хмурую дождливую погоду, играет на смене настроения. Картины, показанные на Первой выставке импрессионистов 1874 года, стали одним из главных объектов насмешек публики. Сейчас же это признанные шедевры.



      "Бульвар Капуцинок в Масленицу" (1873)

4. Цикл "Руанский собор" (1892-1894)

В своём позднем творчестве Клод Моне увлёкся сериями картин, в которых он исследовал игру света при изображении одних и тех же предметов при разных условиях. Одной из вершин его мастерства стал цикл из тридцати картин, представляющих собой различные виды готического собора в Руане в зависимости от времени дня, года и освещения. Для работы Моне снял апартаменты возле собора, где оборудовал студию. В своих полотнах он так тщательно исследовал природу меняющего света и красок неподвижной на первой взгляд архитектурной конструкции, что в движении его кисти она словно бы оживала. Новаторство Моне было в том, что он первым решил показать переменчивую игру света в камне, небо же и земля практически перестали существовать в его картинах, уступив место внутреннему освещению. "Соборы", вопреки воле создателя, не были проданы одному владельцу, а разошлись по музеям и коллекциям Франции, Германии, Швейцарии, Соединенных Штатов, Японии и России.


               "Руанский Собор, Западный Портал, Туманная Погода" (1892)


5. Цикл "Водяные лилии" (1899-1918)


Миру известно более 80 изображений водной глади пруда с кувшинками и лилиями, созданными Моне. "Нимфеи", "Водяные лилии", "Кувшинки" – как бы их не называли, картины данной тематики можно по праву называть самой грандиозной и популярной из серий художника. Первая картина - "Белые кувшинки. Живерни" - была создана в 1899 году, когда Моне поселился в местечке Живерни, пруд которого так полюбился художнику. С тех пор он неизменно возвращался к изображению любимого места вплоть до последних лет. Играя ракурсами, выбирая различные освещение и климатические условия, он каждый раз добивался бесконечного разнообразия форм и игры света. В мае 1927 года цикл "Кувшинки" был выставлен в специально выстроенном музее Оранжери, в самом центре Парижа, на берегу Сены. Сейчас картины хранятся в огромном количестве музеев и коллекций по всему миру.




                                                    "Белые кувшинки. Живерни" (1899)

 источник
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе