Половина третьего авангарда

В Московском музее современного искусства (ММСИ) в Ермолаевском переулке открылась выставка "Новые идут!", сделанная куратором Отдела новейших течений Русского музея Екатериной Андреевой, главным пропагандистом и апологетом ленинградских "Новых художников". Около ста работ из Русского музея, Третьяковской галереи, ММСИ и частных коллекций изучила АННА ТОЛСТОВА. Взгляд сразу упирается в длинную полосатую тряпочку "Старт", на которой Тимур Новиков и Сергей Бугаев (Африка) намалевали бегунов, сбежавших из первых, допотопных компьютерных игр.
Этих квадратных компьютерных человечков, а также непременные ракеты и кораблики можно найти у всех, у собственно "Новых" и у их ближайших единомышленников, у Олега Котельникова, Ивана Сотникова, Инала Савченкова, Андрея Крисанова, у Виктора Цоя, наконец, в чьей буйной живописи, как показывает выставка, квадратные вооружены либо микрофонами и гитарами, либо пистолетами. "Новые художники" были чистым мальчишеством, озорством, искусством хулиганским, игровым и драчливым. Секс, рок, панк, рейв, наркотики, стрелялки, коллажи, плакаты — все четыре этажа музея в Ермолаевском переулке превратились в комнату трудного подростка времен фильма "Асса", картины, вдохновленной ленинградской "рок-клубной" атмосферой и сделанной при живейшем участии "Новых",— новиковская "Группа "Кино"", послужившая "Ассе" афишей, тут, разумеется, тоже есть.

При входе висит газета, выпущенная к выставке в доме Матюшина, Музее петербургского авангарда, в 2010-м: в ней проводится параллель между "Союзом молодежи", первым объединением русского авангарда, возникшим в Петербурге с подачи Михаила Матюшина и компании, и "Новыми художниками". Они и правда помнили об авангардной традиции. Не только в том смысле, что "Венера" Ивана Сотникова с издевательской датировкой "1912 (?)" — плоть от плоти "солдатских венер" Михаила Ларионова, и вообще лучшие (хотя что значит "лучшие"? — их намеренно "мусорная" форма не предполагает неудач) живописцы "Новых", Олег Котельников и Иван Сотников,— это прирожденные даже не нео-, а просто экспрессионисты. Но и в том смысле, что авангард — это ниспровержение, доказательством чему служит "Ноль-объект" Новикова—Сотникова, картина с дыркой от квадратного малевичевского бублика, показанная в ДК имени Кирова на выставке Товарищества экспериментального изобразительного искусства и сразу обесценившая все глубокомысленные эксперименты товарищей-нонконформистов.

Они не боролись с советской властью — они не замечали ее, как плохую ленинградскую погоду. Издевательские портреты Ленина с Крупской работы еще совсем юного Владислава Мамышева-Монро — это не соц-арт, это эстетика рогов и копыт, пририсованных вождю мировой революции прямо в школьном учебнике анонимным двоечником по поведению. Они не боролись с тяжеловесным и тяжелодумным нонконформизмом — они над ним потешались, как потешались тогда же "мухоморы" над премудростями московского концептуализма. Обрезки фанеры и оргалита, кухонные доски, картонные коробки, полиэтилен, тряпки (первые "тряпочки" Тимура Новикова с ленинградскими ведутами и обязательным крейсером "Аврора" — из времен "Новых") — они не делали "нетленку", и какая может быть "нетленка", если выставлять все это на разведенном Дворцовом, как придумал Иван Мовсесян. "Картину написать не успел",— сообщает Виктор Цой. Они жили и радовались жизни, с абсолютной точностью попадая в мировой пульс "нью-вейва", чему не уставали удивляться потянувшиеся в Ленинград западные слависты. Документальные свидетельства этой жизни и предъявлены публике наряду с живописью: клипы "Кино" и записи "Автоматических удовлетворителей", ролики "Пиратского телевидения" и первые опусы юфитовской студии "Мжа-ла-ла-фильм", костюмы Сергея Чернова к концертам "Поп-механики" и мэйл-арт Вадима Овчинникова, афиши "Гагарин-Party" и "Новых композиторов". А вся лестница украшена вырезками с фигурками художников, стиляг, панков, рейверов и прочих брейк-дансеров, потому что, как говорил Тимур (тогда еще не Петрович) Новиков, вождь и учитель четвертой ленинградской революции: "А теперь дискотека!" В общем, они были молоды, чертовски молоды.

Пару лет назад Екатерина Андреева сделала выставку "Удар кисти" в Русском музее — она была сразу про весь ленинградский "третий авангард", про все искусство 1980-х, эпохи перестроечного угара, последних приступов советского маразма и отчасти стимулированном им буйном цветении контркультуры. То есть и про "Новых", и про некрореалистов, благо обе группы, временами пересекающиеся, а то и сливающиеся, выросли из одного корня. Но в ММСИ тему разделили на две главы. Ретроспективу некрореалистов прошлой осенью сделала Олеся Туркина: часть художников не рассталась с некрореалистическим брендом по сей день, и было видно, что бренд ныне выдохся. И вот подошла очередь "Новых". К началу 1990-х "Новые художники" исчезли: ушли в "новые академики" и "новую серьезность", завязали, уехали, умерли. Зато сейчас они — живее всех живых.
Фото: Дмитрий Лекай
Коммерсантъ


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе