Пленэры дружбы на просторах России

Культура во имя мира

Еще раз об эффекте «широко открытых глаз»

В этих гостеприимных стенах сошлись пространства и времена, традиции культур и авторские стили, ландшафты с древними храмами и монастырями городов «Золотого кольца России» и панорамы с ледниками на горных вершинах, заповедными озерами и водопадами в краю вайнахов. Соединило все это в одно гармоничное целое мощное поле притяжения – наше многонациональное Отечество, его словно распахнутые во все стороны света просторы.

«Спокойствие, радость жизни, красота, глаз не оторвать. Молодцы!», - такими идущими от сердца словами выразил свои первые впечатления от выставки живописи «Край вайнахов глазами художников» заместитель председателя областной думы Виктор Волончунас.


Наверное, именно он был одним из самых заинтересованных зрителей на том вернисаже, развернутом сначала во Дворце культуры имени А.М. Добрынина, а затем в залах творческого союза ярославских художников по программе «Культура во имя мира» к 25 – летней годовщине ярославского культурного центра «Вайнах».

Авторами их стали живописцы из Москвы, Ярославля, Грозного, участники двухнедельного академического пленэра в Чечне и Ингушетии.

Идея такой творческой поездки впервые прозвучала как раз в кабинете Волончунаса; кураторами проекта стали лидер нашего межнационального содружества Нур – Эл Хасиев и полномочный представитель главы Республики Ингушетия в Ярославской области Хажбикар Костоев.

«Есть замысел, - в ответ на зрительский отзыв Виктора Владимировича сразу подхватил тогда тему Хасиев, - привести на Верхнюю Волгу, и тоже на пленэр, художников разных национальностей из республик Российской Федерации, а потом устроить их совместный вернисаж». Предложение шло от человека, не привыкшего бросать слов на ветер.


Прошло всего полгода - продолжением осеннего северокавказского пленэра стал летний, по городам «Золотого кольца России». Девять живописцев из Москвы, Ярославля, Рыбинска, Казани, Грозного, Махачкалы двенадцать дней писали этюды с натуры в Ярославле, Ростове Великом, Переславле – Залесском, Плесе, придерживаясь того же, что и в гостях у вайнахов, довольно жесткого регламента: по этюду на каждый день. Чтобы у художников не возникало проблем с жильем, питанием, транспортом, позаботились кураторы проекта, их партнеры и просто добровольные помощники.

В дружную команду Хасиева вошла инициативная группа армянского общества «Наири» - его председатель Ваагн Хачатрян и член его совета Баграт Киракосян - жители Переславля, вошли заместитель главы администрации Ростовского муниципального района, член культурного центра «Вайнах» Ахмет Хадзиев, ярославцы полномочный представитель Республики Дагестан в нашей области Асланбек Далгатов, члены попечительского совета ЯРО «Ассамблеи народов России» из национально - культурной автономии езидов депутат Ярославского муниципалитета Миша Халтян и директор гостинично – развлекательного центра Карен Полатов.

Верны своим обещаниям поддержать актуальный миротворческий проект были и наши партнеры из мэрии: холсты и рамы для картин были закуплены на деньги ее целевой субсидии.

Открывшаяся в трех залах творческого союза довольно представительная выставка (130 картин и этюдов!) получила название простое и в точности отвечающее замыслу проекта - «На просторах России». И снова от этих пейзажей, полных солнца и воздуха, написанных во славу жизни и всего живого, шла просветляющая душу энергетическая волна.


Художники щедро делились с нами сокровенным чувством открытия ими красоты и гармонии, выраженным на понятном всем и каждому языке цветовых отношений.

Этот досконально исследованный искусствоведами эффект «широко открытых глаз» испытывали мы на выставке снова и снова. У картин заслуженного художника Чеченской республики, народного художника Республики Ингушетия Магомеда Закриева – с распахнутыми до горизонта панорамами, Переславля – Залесского с древнего городского вала, левитановского и шаляпинского Плеса с видом на Волгу, у пейзажа «На прудах», написанного Закриевым в Петропавловском парке, заложенным вместе с храмом первых апостолов повелением Петра I на фабричном дворе Большой Ярославской мануфактуры.

Отменно поставлено живописное зрение, настроенное по светотени, тонким изменениям цвета в природе, у живописца из Казани Рашида Тимериева – свой этюдник поставил мастер на лужайке возле бывших келий ярославского Спасского монастыря, нынешнего фондохранилища музея-заповедника.

В таком непарадном ракурсе мы вряд ли увидим кельи, связанные с историей одного из центров русского книгописания, на тех многотиражных открытках, что рассчитаны на первое знакомство туристов с Ярославлем.

Без показного открыточного глянца писал свои кавказские пейзажи и ярославец Платон Крохоняткин. У его картин «Озеро Казеной. Гроза» и «Башенный комплекс Эрзи» вспомнились нам его слова о том, что пленэр с первым открытием края вайнахов, когда ты «прикасаешься руками к камням, хранящим память веков», стал для него путешествием, равнозначным «сдвигу в мировоззрении».

Просторы России открываются нам на этой выставке словно в свободном полете, многое на ней смотришь с холодком под лопаткой.


Экспозиционеры творческого союза постарались, чтобы этот широкий разворот пространства зрители чувствовали почти физически, на сопоставлении композиций, смонтированных в парах. Картины «Прекрасный Казеной», написанной на берегах одного из самых живописных высокогорных озер Европы ярославцем Вячеславом Зарословым, и лирического этюда талантливой москвички Инессы Морозовой, сделанного в стороне от привычных туристских маршрутов в устье реки Трубеж в Переславле, впадающей в Плещеево озеро.

Тенистую чащу Петропавловского парка на этюде участника многих пленэров и вернисажей, воспитанника Ярославского художественного училища, рыбинца Евгения Лимарева видим мы рядом со спокойной гладью Плещеева озера на картине того же Закриева, а нарядную церковь Сорока мучеников в Переславле кисти дагестанца Амирхана Магомедова – рядом с кустом буйно цветущей сирени на холсте участника обоих пленэров, народного художника России ярославца Александра Кариха.

Называется его этюд «Сиреневые звоны». Звоны! Такие метафоры – подсказки, обращенные к нашему зрительскому воображению, у Кариха, судя по всему, прием фирменный.

Переславский погожий летний вечерок с густеющими тенями у него – «ядреный». Поляна у него «ослепленная солнцем», ну да, потому что одушевленная, живая.

Названий некоторых его картин «вайнахской» серии напрасный труд искать на географических картах. Ущелье в скалах у него – «Уютное», а плавный силуэт горной гряды в Ингушетии подсказал ему пушкинский образ «Спящей красавицы». Что и говорить, хороший пример воспитания зрительского вкуса подает коллегам воспитанник знаменитой Строгановки, директор Международного творческого центра «Эмалис». Браво, Александр Андреевич!

На этом прошлогоднем июньском вернисаже единодушную высокую оценку мастерства авторов, слаженных усилий кураторов проекта и их партнеров высказали заместитель директора департамента культуры области Юлия Серова, заместитель мэра Ярославля Вячеслав Гаврилов, председатель правления творческого союза ярославских художников Александр Александров.

«Уникальным проектом, показывающим, насколько, при всем различии индивидуальностей и стилей, близки друг другу объединенные любовью к родине живописцы», назвала ярославскую выставку секретарь Союза художников РФ, народный художник России Мария Красильникова.


Мыслями об искусстве как верном средстве народной дипломатии, о дружеской творческой атмосфере в пленэрных группах обменялись у микрофона Александр Карих, Инесса Морозова, Вячеслав Зарослов, Евгений Лимарев. Заочно поздравив с вернисажем тех авторов, кто не смог приехать на открытие выставки – Действительного члена Академии художеств РФ москвича Валерия Ржевского, уже знакомых нашим читателям Магомеда, Рашида и Амирхана, инициатор проекта Хасиев сказал, что каждый из них оставил на волжских берегах «частицу своего сердца».

В первых числах августа коллекцию «На просторах России» отправили на вернисаж в Национальный художественный музей Чеченской республики. Затем ее увидели в новой картинной галерее столицы Ингушетии Магаса. В октябре выставка возвратилась в Ярославль; она будет развернута в гостевой зоне КЗЦ «Миллениум» в дни ярославского Гражданского форума по межнациональным отношениям, приуроченного к 20-летию нашего межнационального содружества.

Автор
Юлиан Надеждин, корреспондент журнала «Содружество культур
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе