Первые торги недели Christie's принесли громкую сенсацию

В Лондоне прошла традиционная летняя русская неделя


В Лондоне прошла традиционная летняя неделя русских торгов, которая в этом году на фоне подъема рынка искусства обещала показать неплохие результаты. Пока аукционные дома подводят окончательные итоги, но и предварительные суммы внушают оптимизм. Учитывая, что уже первые торги недели – аукционного дома Christie's – принесли громкую сенсацию.


Главным лотом торгов Christie's изначально было заявлено масштабное полотно Ильи Репина «Парижское кафе», которое аукционный дом привозил весной в Москву («НГ» писала об этом в номере от 08.04.11), вынес на обложку каталога торгов и оценил в 3–5 млн. фунтов с заявкой на новый рекорд. И заявка себя полностью оправдала – на аукционе в понедельник после напряженных торгов при старте в 1,8 млн. фунтов работу купил клиент по телефону за рекордные 4,5 млн. фунтов. Теперь это не просто самое дорогое произведение классика русской живописи XIX века (предыдущий рекорд составлял 1,4 млн. фунтов, которые заплатили в 2009-м на торгах MacDougall's за «Портрет Алисы Ривуар»), но и самая дорогая картина за всю историю русских торгов, когда-либо проводимых любым из международных аукционных домов. Впрочем, полотно, вероятно, того стоит – не только из-за самого качества живописи, но и необычного для Репина сюжета, обилия узнаваемых исторических лиц и целой серии подготовительных рисунков. Кстати, рекорд на графику Репина тоже был побит – самый дорогой эскиз к полотну обошелся его нынешнему владельцу в 109 тыс. фунтов, а альбом с рисунками Репина был куплен за 253 тыс. фунтов.


Остальная живопись на Christie's также была почти полностью продана, причем нередко с превышением эстимейтов. Так, крошечная работа Константина Коровина «Кафе во французском порту», как в лучшие времена русского рынка, выросла в цене более чем в четыре раза – с оценочных 30–50 тыс. до 217 тыс. фунтов. А самым дорогим после репинской работы стал жутковатый красноглазый и красноносый «Монах» Бориса Григорьева, также солидно подорожавший – с 300–500 тыс. до 713 тыс. фунтов.


Половину десятки топ-лотов этих торгов составило декоративно-прикладное искусство, важнейшие образцы которого находили своих покупателей, хотя всего на торгах было продано 58% лотов. Так, в рамках эстимейта за 421 тыс. фунтов была продана ваза Императорского фарфорового завода с копией с работы бельгийского живописца XIX века Базиля де Лозе, когда-то подаренная императором Александром II его сестре королеве Ольге Вюртенберг. Неплохо продавались и предметы Фаберже: подарочная золотая табакерка с миниатюрой Николая II была куплена за 385 тыс. фунтов, а небольшой настольный золотой компас вырос в цене с 80–120 тыс. до 201 тыс. фунтов. Покупатели нашлись на 96% работ Фаберже. Всего аукционный дом заработал на этих торгах 11,5 млн. фунтов.


Sotheby's тоже продавал предметы декоративно-прикладного искусства, причем на отдельном аукционе. Но все же главное, что привлекало среди нескольких сессий аукционного дома, – подборка вечерних торгов, где было выставлено 55 лотов и 36 из них продано. На этих торгах случился еще один яркий рекорд. Полотно Василия Верещагина «Тадж-Махал» подорожало с оценочных 250–450 тыс. фунтов до 2,2 млн. фунтов. Теперь это самая большая цена, когда-либо уплаченная на торгах за живопись художника. Само же полотно было написано после путешествия Верещагина в Индию в 1874–1876 годах, похожее произведение из этой серии хранится в Третьяковке. Помимо этой работы были удачно проданы и другие произведения из подборки работ Верещагина, которые впервые выставлялись на торги и весной были показаны на выставке в Москве. «В военном походе» купили в рамках эстимейта за 481 тыс. фунтов, «Мечеть в Фатехпур-Сикри» – за 373 тыс. фунтов, «Закат в Гималаях» – за 337 тыс. фунтов, «Павших героев» – за 193 тыс. фунтов. Не нашло покупателя только очень красивое, но сложное для восприятия полотно «Перевал Шипка».


Sotheby's успешно продал почти всю подборку работ Василия Верещагина.


Успешно, хотя и в рамках эстимейтов, были проданы и другие заявленные топ-лоты. Так, единственный известный вне музейных собраний портрет Веры Репиной кисти Ильи Репина неназванный покупатель купил за 1,1 млн. фунтов, роскошный вид из-за кулис в Пекинской опере Александра Яковлева и типичная «Обнаженная» Зинаиды Серебряковой обошлись новым владельцам в 825 тыс. фунтов каждая, а «Натюрморт с мальвами» Петра Кончаловского даже вырос в цене до 735 тыс. фунтов. Удалось установить на этих торгах еще два классических рекорда: самым дорогим полотном Филиппа Малявина стал портрет неизвестной девушки под обобщенным названием «Русская красавица» (481 тыс. фунтов), цены на живопись Константина Богаевского теперь буду отмерять по его «Фантастическому пейзажу» (505 тыс. фунтов). Всего за три сессии аукционный дом заработал 21 млн. фунтов.


Юлия Виноградова


Независимая газета


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе