Период весенней навигации открывает "Ладья"

Выставка-ярмарка народных художественных промыслов России дважды в сезон собирает в столице мастеров со всей страны – в разгар зимы и в преддверии 8 марта. Подлинные ростовская финифть или гжельский фарфор – подарок, ценность которого не зависит от веяний моды. Среди промыслов, представленных на выставке, есть и почти утраченные. Несмотря на то, что народные художественные промыслы выживают с трудом, интерес к дымковской игрушке, лаковой миниатюре и кружевоплетению пока жив. Подтверждение тому – огромное число посетителей выставки.

"Главный вопрос – полное отсутсвие инфраструкты рынка, туризм, а потом надо создавать моду на промыслы. Народные промыслы – это не экономика страны, это культура страны", – подчеркивает председатель правления, член-корреспондент РАХ Дрожжин Геннадий Александрович.

Одна из площадок – "Город мастеров". Здесь каждый может собственноручно попробовать свое произведение в кружевоплетении, золотном шитье и гончарстве.

Главное в гончарном деле – научиться управлять глиной, почувствовать тепло этого материала, чтобы воплотился основной замысел мастера.

Фабрики в Иванове, Твери, Нижнем Новгороде, Омске – это то, что осталось от многочисленных и крупных в советское время производств. Сегодня в Ассоциацию народных художественных промыслов России входит 170 специализированных предприятий. Десять лет назад их было более 200. Специалистов для них готовят всего в четырнадцати учебных заведениях на всю страну.

"На Богородской фабрике резчиков по дереву готовят, Федоскинская лаковая миниатюра – есть Федоскинское училище, Холуйское училище готовит кадры", – говорит куратор выставки Татьяна Гуляева.

Постоянный участник выставки Валерий Ныпевги приехал из самой крайней северо-восточной точки России – поселка Уэлен, что на Чукотке. Дома руководит Уэленской косторезной мастерской, ей уже более 80 лет. Здесь, на выставке, он представляет чукотско-эскимоское искусство – резьбу по моржовой кости. Говорит, что этот народный промысел, которому около двух тысяч лет, не только не исчез, но, наоборот, очень популярен и среди молодежи.

"Вот это клык гравированный, и гравировка,  созданная сто лет назад, рассказвает и показывает, как только начинали гравировать чукчи на клыке. Это 1910 год. Другая сторона уже рассказвает о совремнной гравировке, она трансформировалась, стала жесткой и красивой", – демонстрирует он.

У переживающих сложные времена народных промыслов существует еще одна проблема – распространение подделок. А это означает нарушение технологий, использование некачественных, а иногда и просто опасных для здоровья материалов. Для решения этой проблемы Ассоциация народных художественных промыслов России разработала специальный голографический знак. Для покупателей он должен стать гарантией качества.

Новости культуры 
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе