Ограбление по-французски

В Париже совершена крупнейшая в истории кража предметов искусства ? на полмиллиарда евро

Беспрецедентная кража произошла в ночь на четверг в парижском Национальном музее современного искусства. Взломав замок железной ограды и вырезав стекло в одном из помещений, неизвестные вынесли из залов пять картин общей стоимостью полмиллиарда евро. Среди похищенных шедевров оказалась и работа Пикассо – самого дорогого художника мира. Впрочем, и самого похищаемого: за последние годы его картины неоднократно привлекали грабителей.

Пять картин мастеров живописи исчезли в ночь на четверг из выставочных залов Национального музея современного искусства в шестнадцатом округе Парижа. По данным источников, близких к расследованию, ущерб от преступления может достичь 500 млн евро. Если эта сумма будет подтверждена официально, это преступление может стать крупнейшей кражей произведений искусства в истории. 


Среди похищенных шедевров оказались «Пастораль» (La pastorale) Анри Матисса, «Оливы близ Эстака» (L'olivier pres de l'Estaque) Жоржа Брака, «Натюрморт с подсвечниками» (Nature morte aux chandeliers) Фернана Леже, «Женщина с веером» (La femme a l'eventail) Амедео Модильяни и «Голубь с зеленым горошком» (Le pigeon aux petits pois) Пабло Пикассо. 

Факт кражи был обнаружен сотрудниками музея в 6.50 утра – в то время, когда они пришли на работу. При этом стекла в окне одного из помещений были аккуратно вырезаны, а замок на воротах на территорию был сломан. Кроме того, грабителя в маске засняла камера наблюдения, передает радиостанция France Info. 

Возбуждено уголовное дело. Описания и фото картин распространены по каналам Интерпола по всем существующим в мире полицейским базам данных украденных картин. Расследование взяла на особый контроль Бригада по борьбе с организованной преступностью (La Brigade de repression du banditisme). 

Ранее специализированные службы полиции неоднократно отмечали отсутствие должной защиты французских – и особенно парижских – музеев. 

Самая крупная до этого времени кража картин, которую также окрестили «ограблением века», произошла в феврале 2008 года в швейцарском Цюрихе. Из местного собрания импрессионистов были украдены полотна Поля Сезанна, Эдгара Дега, Винсента ван Гога и Клода Моне. Тогда ущерб от кражи был в разы меньше нынешнего и составил «всего» 160 млн долларов. 

Впрочем, украденные картины нашлись спустя несколько дней в машине на стоянке психиатрической больницы. Преступников так и не нашли. 

В начале мая созданная в 1932 году картина Пикассо «Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев» ушла с молотка на нью-йоркском аукционе Christie’s за 106 миллионов долларов. Таким образом был установлен новый абсолютный рекорд продажной стоимости произведений искусства. В начале марта тот же Christie’s выставил на торги другое полотно испанца – «Портрет Анхеля Фернандеса де Сото», установив начальную стоимость картины в размере 40 миллионов фунтов стерлингов. 

Таким образом, Пикассо сегодня является самым дорогим художником, однако и одним из самых привлекательных для музейных грабителей. 

Последняя громкая кража предметов, связанных с его именем, произошла в музее Пикассо в Париже в июне 2009 года. Тогда оттуда исчезла книга рисунков великого мастера. Сообщалось, что в то время в помещении, где хранилась реликвия, происходил ремонт – следовательно, оно было уязвимо с точки зрения безопасности. 

Кражи подобного уровня – когда исчезают полотна общей стоимостью в сотни миллионов – обычно вызывают у специалистов лишь недоумение. Дело в том, что такие полотна практически невозможно продать – ни на легальном, ни на черном рынке. 

После упомянутой странной кражи в Цюрихе президент аукционной компании «Гелос» Олег Стецюра рассказывал газете ВЗГЛЯД о том, что, по его мнению, может являться целью подобных преступлений. 

«Подобных случаев я не припомню. Хотя определенная периодика в кражах в различных частях мира, конечно, присутствует», – сказал Стецюра, подчеркнув, что в последнее время ограбления происходят «странные»: «Например, картина Пикассо «Портрет Сюзанны Блох» была украдена за три минуты из Музея искусств города Сан-Паулу. Я вас уверяю, это музей высокого уровня, хорошо финансируемый. Но ни сигнализация, ни охрана тогда не сработали. Картину вернули через три недели. Сразу возникает вопрос: если работали профессионалы супервысокого класса, зачем им надо было возвращать полотна так быстро?» – задается вопросом эксперт. 

По мнению главы аукционного дома, наименее вероятно, что в таких случаях имеет место прямой заказ какого-либо коллекционера, который «любит наслаждаться произведениями искусства в бункере». 

«Есть легенда, которая, в общем, имеет право на существование, – сказал Стецюра. – Вновь появляющиеся преступные группы, которые хотели бы стать профессионалами, должны подтвердить свой класс на этом рынке, чтобы потом получить заказ соответствующего уровня на картины, которые уже будут уходить безвозвратно. Каким образом преступники могли бы заявить о себе, не совершив такую «тренировочную миссию»? 

«Возможность украсть такую же сумму в деньгах или золоте практически исключена, это происходило всего два или три раза в течение всего ХХ века. Унести из музея картину гораздо проще. Затем грабители могут пустить ее под залог при совершении нелегальных операций: например, торговле оружием или наркотиками. Это такой вариант страховки для преступников. Это не мое мнение, несколько упоминаний о таких фактах уже встречались», – добавил эксперт. 

По его мнению, кража картины также может быть определенным видом «долгих инвестиций». «Двух-трехминутная операция не так дорога, картины можно спрятать на 30–50 лет, а потом при определенных обстоятельствах у них появится добросовестный владелец, который и реализует их по возросшей цене». 

«Артефакты крадут и ради получения страховки собственниками, если речь идет о случаях, когда предметы искусства не принадлежат музеям, – подчеркнул Олег Стецюра, – но эта операция должна быть очень хорошо подготовлена».

Николай Анищенко

Взгляд
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе