Обаяние «нежного кощунства»

Лестница с первого до второго этажа украшена сотнями воздушных шаров, в залах приглушенно звучит музыка Вивальди, на мониторе прокручивается красивый видеофильм – таким было открытие выставки Никаса Сафронова в выставочном зале Ярославского союза художников.

Здесь давненько не наблюдалось такого наплыва зрителей. Народ валом валил увидеть воочию легендарного живописца, знакомого лишь по телетусовкам, светской хронике и страницам глянцевых журналов.


В центре внимания многочисленных зрителей были не столько картины, сколько сам виновник торжества. Вот толпа выстроилась в очередь за автографом художника. Надо отдать ему должное: подписывая открытку с автопортретом, он у каждого спрашивал имя. Закончив раздавать автографы, Никас устроил фотосессию со зрителями. Импозантный вид, мягкие манеры, бархатный голос «короля столичного бомонда» завораживали женщин – и юных, и не очень. Дамы так и льнули к Никасу. С ним охотно фотографировались и дети. После съемок художник продолжал общаться со зрителями.


Однако все­таки главное на выставке – картины. 135 живописных полотен, изобилующих великолепными дворцами, средневековыми замками, фантастическими сценами на фоне пейзажей, эротикой, символикой и иносказательностью. Никас Сафронов, несомненно, талантлив. Он мастерски владеет многими жанрами, стилями и умеет ими играть. Художник даже изобрел свой жанр под названием «Dream vision», за что попал в российскую «Книгу рекордов Гиннесса». Это изображение неких размытых очертаний сновидений за 15 минут до пробуждения человека. Несколько картин в этом жанре есть на выставке. Но впечатляют не сновидения, а портреты.

От перечня клиентов художника дух захватывает – политические деятели, президенты, короли, кинозвезды. Ярославцам привезли лишь малую часть портретов: Алла Пугачева времен шлягера «Арлекино», бесподобная Софи Лорен, Роман Абрамович, Валентин Гафт, Олег Ефремов, Кирилл Лавров. Брутальным выглядит Дмитрий Медведев. А Владимира Путина художник изобразил в образе французского короля Франциска I, тонкого политика, сумевшего объединить интересы церкви и государства. На пресс­конференции я спросила у художника, почему он облачает своих клиентов в исторические костюмы.

– Я изучаю творчество старых мастеров и примеряю костюмы, как в театре, думая, какая бы роль подошла этому человеку, – объяснил Никас Сафронов. – В костюме человека можно увидеть подругому, он преображается. Я написал портрет своего отца, когда ему было 93 года. Он в последнее время жил в деревне. И вдруг из этого крестьянина получился дож, философ, мудрец. От костюма даже лицо меняется. Говорят, я пишу идеализированные портреты. Да, я беру самое лучшее в человеке, убирая все невыгодное. Я даю людям некий шанс для самоусовершенствования, для духовного роста. Или для того, чтобы они вели себя подругому, что­то создали.

Художник не скрывает, что пишет портреты ради денег:

– Во-­первых, это заработок. Во-­вторых, писать портреты и общаться с людьми всегда интересно. Недавно я закончил портрет Михаила Калашникова. Мечтаю написать Фиделя Кастро. Мне приятно, что выбирают меня. Хотя вип­персоны – очень избалованные люди. Им трудно угодить. Я помню, как писал Гейдара Алиева. До меня с ним работали 35 художников. Все эти портреты он отдал в музейные запасники. А мой  взял домой. Когда у его сына, нынешнего президента Ильхама Алиева, попросили портрет отца, он сказал: «Папа любил этот портрет. Пусть он останется в семье». С Леонидом Кучмой вышел курьез. Както так получилось, что его портрет зафиксировали в реестре как национальное достояние. И когда он покинул пост президента, то хотел забрать портрет. А ему сказали, надо попросить разрешения у Ющенко. Кучма не стал этого делать, а заказал мне новый портрет. Я писал его на даче – как человека, работающего над своими мемуарами. Он меня спросил, почему я так легко одет, и предложил в подарок пальто. Я стал отказываться. А он говорит: «Бери, я в Италии купил два таких пальто».

Портреты у Сафронова классически безупречны. Он даже сюрреалистические полотна облекает в классику, считая себя наследником Сальвадора Дали. Его сюрреализм эстетичен. Хотя некоторые картины шокируют своим кощунством, особенно в изображении женщин. Кощунственно то, что художник подрисовал им головы зверей и птиц – совы, кошки, гепарда, собаки и даже зебры. Что это? Выражение женской сущности? Кощунственна и его «Мадонна с младенцем»: половина фигуры – женщина, другая половина – какой­то терминатор. Одну из своих картин с изображением обаятельной женщины живописец так и назвал – «Нежное кощунство».

Отношение к Никасу Сафронову – самому раскрученному и успешному современному российскому художнику – неоднозначное: от любви до ненависти. Увы, сегодняшняя реальность такова, что успешная жизнь в искусстве невозможна без скандала, пиара и эпатажа. Впрочем, по словам живописца, если у художника нет таланта, то никакой эпатаж ему не поможет.

Изучив в Италии, Голландии, Франции, Англии работы старых мастеров, Никас Сафронов переплавил в своем творчестве разные эпохи – от Средневековья и Ренессанса до импрессионизма и сюрреализма, создав свой сказочный, поэтизированный мир. На фоне сегодняшнего тотального разложения искусства, культивирующего уродство и антиэстетизм, так ли уж это плохо?
Городские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе