Ножом по нимбу

В Московском доме иконы прошла выставка советских антирелигиозных плакатов

В Московском доме иконы на Спиридоновке с 23 октября по 8 ноября прошла выставка советских антирелигиозных плакатов «Безбожники: а был ли Христос?». Она имела задачу показать крах системы атеистической пропаганды, на которую в 1920–1930-х годах и позже работала целая армия художников, поэтов, агитаторов и журналистов. Эту цель устроители выставки постарались достичь, весьма оригинально организовав выставочное пространство. Пол был усыпан палой листвой. Аромат, стоявший в зале, живо навевал ассоциации с разрушением и упадком. Тут же на экране показывали советскую кинохронику, и летевшие наземь купола усиливали ощущение обреченности. Наконец, сами плакаты были развешаны вдоль стен на невидимых лесках так, как будто это были те самые листья, падающие на пол. 


На стенах вплотную друг к другу висели иконы. Довольно прозрачный намек: безбожная пропаганда оказалась недолговечной и канула в реку забвения, а Церковь «врата ада» не одолели, как и было предсказано. Среди экспонатов были неотреставрированные иконы, хранящие следы надругательств. Например, Богоматерь «Знамение» с вырезанными ножом по нимбу пятиконечными звездами. Наглядная иллюстрация того, как в яростной борьбе с религией можно дойти до открытой бесовщины. Сегодня, когда антиклерикальный дискурс вновь в моде среди молодежи («НГ» писала, например, о недавней антицерковной акции петербургских студентов), стоит задуматься над тем, что в российской истории это все уже было, мы это уже проходили. 

Не следует думать, что атеистическая пропаганда была направлена исключительно против православия. Высмеивалось абсолютно все, что было связано с «религиозными предрассудками», – и антисоветская политика Ватикана («Папа на страже»), и оплачиваемые из-за океана протестантские проповедники («сектанты»), и так далее. Но главным объектом нападок была, конечно, Православная Церковь. В ней большевики видели контрреволюционную силу. Как писал глава Антирелигиозной комиссии Красиков: «Первым делом – пропаганда. Листовки, брошюры. Бьем наотмашь! Особо ярых тихоновцев уничтожаем». Главным тезисом антирелигиозной пропаганды стало отрицание самого существования Христа – не только как Богочеловека (как учит Церковь), но и просто как исторической личности. Отсюда название выставки. Иисус из Назарета был объявлен, как сейчас бы сказали, «масштабной фальсификацией истории в ущерб интересам государства». Впрочем, об этом читайте лучше у Михаила Булгакова. 

Выставка выгодно отличается от большинства скучноватых церковных мероприятий, интересных только тем, кто их сам и устраивает. Игра с клерикальным и антиклерикальным контекстом вообще стала неотъемлемой частью современного искусства. Дом иконы старается не отставать от новых веяний. Кстати, несколько слов об этом культурном центре. Размещается он в старинном фешенебельном особняке на Спиридоновке, рядом с известным домом Рябушинского. Это не совсем музей или выставочная площадка. Здесь есть и реставрационные мастерские, где можно понаблюдать за работой мастеров-реставраторов, и лекторий, где можно больше узнать об иконописи, которую называют еще «богословием в красках». Открылся Дом иконы совсем недавно – в конце сентября текущего года. И уже первой выставкой в своих стенах показал, что обещает быть незаурядной площадкой на культурной карте Москвы.

Павел Круг

Независимая газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе