Нижинскому от Ноймайера

Фестиваль «Дягилев PS» в Санкт-Петербурге Бренд «Русские сезоны» почти век оставался бесхозным, а в новые времена на родине им помечают сувенирную продукцию. Международный фестиваль искусств «Дягилев PS» — исключение, организаторы уже в третий раз придумывают что-то по существу. Сейчас, например, программу посвятили знаменитому хореографу и главе Гамбург-балета Джону Ноймайеру.
 Лет в 10 впечатлительный мальчик взял в библиотеке Милуоки книгу «Трагедия Нижинского» и с тех пор живет под знаком «Русских сезонов», причем буквально: богатейшая, собранная на аукционах всего мира домашняя коллекция Ноймайера целиком состоит из предметов, связанных с Нижинским. Располагающий бюджетом в 22 миллиона рублей фестиваль «Дягилев PS» смог привезти ее часть, а также 70 артистов Гамбург-балета и исполняющих хореографию Ноймайера мировых звезд.

Выставка «Вацлав Нижинский и Джон Ноймайер» открылась в рамках фестиваля в петербургском Музее театрального и музыкального искусства. На ней одни раритеты. Есть рисунки гениального Вацы из альбома 1918—1919 годов «Черные и красные круговые сегменты» — то ли детское «ощупывание» фигур, то ли предощущение компьютерной заставки; и даже если не знать о годах, проведенных автором в доме умалишенных, перед ними застываешь. Есть маленькие, деликатно отретушированные оригинальные фотографии: Дягилев, заглядевшийся на Нижинского, как Ашенбах на Тадзио; Нижинский в облике Розы (фото растиражировано потом в европейских салонах); парадный портрет Нижинского в роли из «Павильона Армиды», сделанный в парижской фотостудии на бульваре Капуцинок, 35, в 1909 году, — он молод, светел, мировая слава и все сложности еще впереди. Есть легендарная фотография сошедшего с ума Нижинского в последнем прыжке. Гуаши сцен из спектаклей с Вацей, Карсавиной и Людмилой Шоллар. Эскизы Ларионова и Опплера и ни с чем не сравнимые рисунки Жана Кокто — Ноймайер, комментируя, «обнимает их в первую очередь». Среди листов Кокто есть «Вацлав Нижинский в своей гримерной с Игорем Стравинским» 1913 года — только бумага и чернила, герои схвачены точно, ехидно и любовно, в духе знаменитого «Стравинский блюет». С пафосом на выставке вообще специфично. Точнее — нет его, этого пафоса, нет сушено-мудреного пиетета перед «достоянием». Зрителя словно приглашают взглянуть поближе: вот свадебные фотографии Вацлава Нижинского и Ромолы де Пульски в Буэнос-Айресе, 1913 год, маленькая невеста с куньим личиком благополучно отбила жениха у великого и ужасного маэстро Дягилева. Копия меню: гостям предлагали мадеру, «Вдову Клико», винегрет с артишоками и омлет с сюрпризом. А в следующей витрине документ, разоблачающий счастливого, по словам невесты, Вацы — рукопись его завещания перед трансатлантическим переездом 1916 года, в котором он все свое состояние в случае смерти оставляет маме.

Выставка эта не столько выставка, сколько признание Ноймайера в любви к своему кумиру. В транслируемых на экране комментариях он переживает трагедию Нижинского как свою. Современный знаменитый хореограф думает о феномене ушедшего гения всю жизнь, словно пазл, складывая его образ.
http://www.itogi.ru/arts-vistavka/2012/47/184414.html

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе