Над краем пропасти дышу

 Имя 34-летней художницы Любови Зубовой нынче хорошо известно в Москве, знают о ней и за пределами России - в минувшем году прошла ее персональная выставка во Флоренции, в знаменитом арт-кафе «Джуби Россе». О феномене Любови Зубовой пишут не только отечественные, но и зарубежные искусствоведы. А вот в родном Рыбинске ее практически не знают. Состоявшаяся в городе в 2005 году выставка ее работ прошла совершенно незаметно. Неслучайные случайности


Люба окончила рыбинскую школу № 5. Рисовать тогда она не особенно любила, хотя неизменно получала пятерки по рисованию. Она и сама не совсем может объяснить себе, почему в 2002 году вдруг к ней стали приходить видения в форме готовых картин. Она видела их не во сне, а наяву. Они были совершенно законченными. Их надо было только положить на холст. Но именно этого она и боялась, потому что у нее не было никаких навыков живописи. Полгода томилась она своими видениями. Именно томилась, потому что их становилось все больше и больше, она уже не могла ни о чем думать, кроме как об этих видениях. И наконец поняла, что если не напишет их, то они просто разорвут ее изнутри. И Люба пошла на 4-месячные курсы художественного мастерства в ДК «Вымпел». Этого оказалось вполне достаточно, чтобы в мир явился самобытный, яркий художник со своим мировидением, своей философией.


Люба помнит свою первую картину. Она назвала ее «Лимония». Это был яркий сюрреализм, где по холсту плавали лишь половинки лимонов. Впоследствии эти полулимоны появятся не на одной ее картине. Они что-то значат для нее, они являются образом чего-то, что не вполне объяснимо логически, как, собственно, необъясним логически и всякий внутренний мир человека.


Потом она стала писать пейзажи и относить в один из магазинчиков, который выставлял их на продажу. Однажды, было это уже в 2006 году, зайдя в магазинчик, чтобы поинтересоваться судьбой своих работ, она узнала, что сюда заходил некий московский гость. Он не художник, а коллекционер. Что-то особенное уловил он в работах молодой художницы, если не поленился оставить в магазине свои координаты для Любови Зубовой. И Люба не преминула воспользоваться этим. Она поехала в Москву.


 Ее неординарность покорила даже искушенную столицу. В 2009 году Любовь Зубова была приглашена в центральный выставочный зал «Манежа» на III Международный фестиваль искусств «Традиции и современность». Среди огромного количества участников Любовь Зубова не потерялась. Наоборот, она привлекла внимание не только художников, но и искусствоведов. В этом же году она была принята в творческий союз профессиональных художников.


 В 2010-м в одном из творческих кафе, коими богата Москва, состоялась первая персональная выставка Любови Зубовой, на которую она представила около 20 своих работ. Выставка называлась «Звездная река» и имела большой успех, о чем свидетельствует то, что следом за первой последовала вторая выставка «Метафоры безмолвия» - в галерее «Мелодия», затем третья - «Мелодия покоя» в Музее Скрябина. Затем четвертая, пятая... Началась звездное восхождение Любови Зубовой.


Она легко перемещается  во времени и пространстве


Художников нынче пруд пруди. Чтобы не потеряться в этом пруду, надо обладать чем-то особенным, чем-то никому более не присущим.


 Любуясь колоритными, сочными, практически живыми пейзажами Любы, я полюбопытствовала, часто ли она выходит на пленэр. И оказалось, что она вообще туда не выходит. Просто едет на дачу или с дачи на велосипеде и вдруг замечает какой-то интересный кусочек природы. Тут же достает фотоаппарат, с которым она не расстается, фотографирует и едет домой. И чаще всего фотография эта лежит у нее без дела, случается, что и месяцами. Вдруг, как будто неожиданно, приходит к ней чувство, что вот сейчас, и ни минутой позже, она должна писать тот самый пейзаж.


 Она ощущает себя живущей не в конкретном городе, и даже не на конкретной планете, - она живет в океане космоса, который не имеет границ, а потому Люба без труда может позволить себе прогуляться, куда уводят ее видения. Она как бы выходит из реального мира туда, в ирреальность. И тут ощущает себя проводником мирового разума. «Мне показали - я должна донести», - так объясняет она свое предназначение на Земле. Именно потому, что ей показывают и она видит сразу всю картину целиком, она наносит ее на холст всю разом. А потом может оставить надолго, чтобы время от времени возвращаться и вносить свое в текст, продиктованный ей космическим пространством. О том, что это именно продиктовано кем-то свыше, говорит и тот факт, что иногда Любе самой приходится разгадывать свои картины после того, как она их напишет. Порой она находит в них то, о чем сама еще не думала. Это космос делится с ней своими тайнами.


В ее мастерской мне бросился в глаза потрет женщины под темно-коричневым покрывалом. Вся картина выполнена в темных тонах, а потому белое пятно лица, полуприкрытого капюшоном, кажется совершенно живым. Создается ощущение, что там, за холстом, находится вполне реальная женщина. «Взгляд молчания» назвала Любовь Зубова эту работу. Она не пишет портреты на заказ, хотя дело это весьма прибыльное. Для того, чтобы написать чей-то портрет, ей нужен какой-то внутренний толчок, «пинок вдохновения», как говорит она. То есть человек должен поразить художника своей внутренней силой. Вот почему она редко пишет портреты. Слишком много душевных сил отнимают они.


Коррозия  времени


Но это еще не вся Любовь Зубова. Ей стало тесно в рамках общепринятого выражения своих видений. А холст все-таки имеет свои границы. И Любовь Зубова находит новый материал для воплощения своих видений. Уже на второй выставке «Метафоры безмолвия» появились ее первые картины, написанные на ржавом железе. Причем не на раскатанных железных полотнах, а прямо на смятом временем ржавом ведре, баллоне, корыте. Картины в принципе  трудно описывать словом. Железные произведения Любови Зубовой, кажется, и вообще невозможно описать. Выбитое в ведре дно - это как раз и есть выход в безвременное пространство, а на внутренних стенках ведра вполне земной пейзаж. Чаще всего здесь можно увидеть воду, небо, камни, солнце. То, на чем оставляет свой налет вечность.  На этой выставке состоялось знакомство Зубовой с президентом  Российско-итальянской академии Феррони, аркадской академии импровизации Аллой Феррони.


 Есть и еще одна причина, по которой именно ржавое железо выбрала Любовь Зубова себе в помощники для самовыражения. Ржавое ведро было некогда вещью, которая служила человеку. Потом вещь состарилась, пришла в негодность, и люди выбросили ее. И вот тут-то она начинает жить второй жизнью - из вещи превращается в проводника вечности.


 Очень часто формы самого искалеченного железа подсказывают художнику сюжет. Случается, Люба смотрит на то же самое смятое ведро. Как будто медитирует, как будто вызывает своим взглядом тот великий дух Вселенной, который неизменно присутствует в каждой пылинке мироздания.


 На V Международном фестивале искусств «Традиции и современность», проходившем в Москве в 2011 году, Любовь Зубова представила исключительно свое железо, что, естественно, вызвало бурный успех. Последняя ее выставка, организованная в Москве уже в этом году, так и называлась - «Коррозия времени». Всего за 10 лет творческого пути Любовь Зубова создала более 1000 картин.


В миру


 На выставку в Крыму, которую стихийно организовали осенью 2012 в одном из ангаров неподалеку от Коктебеля, пришла и Алла Феррони. Вскоре Любовь Зубова получила почетный диплом за вклад в мировое искусство. А итальянский искусствовед Умберто Путцу написал статью о космизме Любови Зубовой.


 Летом минувшего года состоялась персональная выставка Любови Зубовой во Флоренции. Нынче ее картины можно найти в частных коллекциях не только России, но и Голландии, Франции. Зубовой не все равно, кто станет хозяином ее очередной работы. Она так и говорит: «За эту картину я спокойна, она попала в хорошие руки».


 Но всем вышеперечисленным не исчерпывается неординарность Любови Зубовой. Она работает и с камнем - делает удивительные по исполнению украшения, чаще всего бусы и ожерелья. А из мелких кусочков ржавого железа, остающихся после ее живописных работ, она делает своеобразные маленькие панно, инкрустированные камнями, сучками дерева, замысловато изогнутыми корнями, иногда расписывает их. Приклеенные на мешковину, они напоминают собой амулеты - весьма своеобразные украшения для любителей «нестандарта». Эти крохотные блестки фантазии Любови Зубовой напоминают отдых мудреца, который, устав от глубоких мыслей, рассыпается вдруг разноцветьем однострочных, но все равно емких по содержанию афоризмов.


 Ангел-хранитель


Ее часто приглашают переселиться в Москву. Но она упорно отказывается. Ей нравится возвращаться после шумной и суетной столицы в свой маленький провинциальный городок. Как будто вросла она корнями в эту скудную почву. Здесь отдыхает ее душа, здесь приходят к ней ее видения.


Конечно же, у такого художника, как Любовь Зубова, человека, который все время ходит по краю бездны Вечности, должен быть ангел-хранитель. Одними неслучайными случайностями на этом опасном пути не продержишься. И такой ангел-хранитель у нее есть. Это семилетний совершенно черный кот Цыган. Называя Цыгана ангелом-хранителем, я абсолютно серьезна уже хотя бы потому, что кошки - существа не совсем от мира сего. Цыган же своим характером не очень похож на кошку, которая, как известно, любит гулять сама по себе. Цыган - это воплощенная кротость и доброта. Уже через пять минут после того, как я вошла в мастерскую Любови Зубовой, Цыган вспрыгнул ко мне, совершенно чужому человеку, на колени и спокойно уснул. В течение долгого нашего разговора с Любой он время от времени поглядывал на меня своими огромными желтыми глазами, прорезанными сверху вниз черной чертой. И взгляд этот казался мне взглядом все того же вневременного пространства, в котором живет Любовь Зубова.


Фото из архива Любови Зубовой.

Золотое кольцо

 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе