«Мое творчество — это городок»

В музее-заповеднике открылась юбилейная выставка живописи Владимира Палкина. «Тихие», лиричные пейзажи художника уводят воображение в мир детства и открывают знакомые места с новых, неожиданных сторон. В творческой среде Рыбинска Владимира Палкина хорошо знают, любят и ценят. Иначе как объяснить такую небывалую концентрацию художников на квадратный метр музейной площади во время открытия его юбилейной выставки.


В этом году художнику исполняется шестьдесят, это уже зрелый, сложившийся автор с узнаваемой манерой письма. Он много участвовал в групповых выставках – местного, регионального и республиканского значения. Но большая персональная выставка у него организуется во второй раз, и это хороший подарок для любителей искусства. Его работы находятся в частных галереях и коллекциях России, Америки, Германии, Франции, Японии. Однако творческая судьба Владимира Палкина не всегда складывалась ровно и гладко. Он окончил Ярославское художественное училище в 1978 году, работал художником-оформителем сначала на Ярославском заводе полимерного машиностроения, а потом уехал в Сибирь, расписывал дом культуры Новосибирского завода искусственного волокна. В трудные времена, когда нужно было кормить семью и зарабатывать копейку, живописцу пришлось на долгое время отложить кисти и холсты. В восьмидесятые-девяностые годы Владимир Павлович побывал и матросом Мурманского тралового флота — ходил на траулере «Артемовск», и электросварщиком на ДСК, и художником на мебельной фабрике «Свобода». На пороге нового тысячелетия он вновь обращается к живописи – уже всерьез и надолго. В 2011 году его принимают в Союз художников России. Все это время рядом с ним была его семья, супруга Галина, чуткая и понимающая, которая, сама являясь самобытным живописцем, во всем поддерживала мужа.

h0Ut40COjgk- Владимир Павлович не пишет масштабных, эпических произведений, в его стиле суметь передать «характер» пейзажа, настроение, свои впечатления на полотне чаще среднего и малого формата. В любом произведении художник верен себе, главное – успеть запечатлеть ту тонкую, едва уловимую грань, когда природа на краткий миг словно замирает в зыбком переходном состоянии, — рассказывает куратор выставки Елена Филатова. – Особая часть его творчества – городской пейзаж, в основном виды старинных провинциальных городков, маленьких тихих улочек с их неповторимой архитектурой, пока еще не испорченной грубыми современными изменениями.

- Вот мой городок! – Владимир Павлович подводит к небольшой картине, для которой, впрочем, отведена отдельная стена с фоном, выделяющим ее на фоне всех остальных. Это, можно сказать, смысловой центр выставки. Глядя на нее, зритель оказывается на вершине снежной горы, откуда открывается прекрасный вид на какой-то старинный городок, купающийся в лучах зимнего солнца. Рыбинск, но какой район? Или Тутаев – там вдали угадываются очертания похожей церквушки? А может, Углич – те же ряды каменных штукатуренных двухэтажных домиков? Невольно на матрицу картины накладываются образы новых и новых уголков русской глубинки, да все никак не могут совпасть окончательно…

- В реальности этого городка не существует, — приходит на помощь художник, — он выдуман до последнего мазка. Все мое творчество – это городок…

DSC_1946Рыбинск, и Великий Устюг, и Тутаев, и сибирский Яранск, и сербское Панчево, откуда художник недавно вернулся из творческой поездки, и даже Москва — с ее еще нетронутыми цивилизацией переулками – все это Городок Владимира Палкина. Художник любит остановиться с этюдником возле какого-нибудь простенького, на первый взгляд, особнячка, который и позировать-то не особо умеет, открывая зрителю свои неказистые – и потому очаровательные – стороны. Или выбирает в натурщицы деревенскую застенчивую улочку. Они лиричны, иногда меланхоличны — «Вишневые, Грушовые, Зеленые, Прохладные, как будто в детство давнее ведут меня они…» К слову, и почитатели творчества Владимира Палкина, и те, кто сталкивается с ним впервые, часто говорят, что именно воспоминания о золотой поре детства навевают его картины. Будто по какой-то случайности или забывчивости Творец не забрал в свое время у художника чудесную оптику, через которую ребенок видит мир дружелюбным, излучающим доброту и всегда удивительно новым.

Вторым (безусловно, не по значимости) главным героем картин Владимира Палкина является… свет. Природу света художник исследует с тщательностью алхимика, наблюдая за его изменчивым поведением. Кажется, по картинам Палкина впору сверять часы, настолько точно переданы мимолетные состояния природы в разное время года и суток. Вот розовеющие стены и уже глубокие синие тени на снегу «Московского дворика» — здесь стрелка явно передвинулась за отметку четыре пополудни. И даже там, где на полотнах солнце уже почти село, нет-нет да и полыхнут отблески его прощальных лучей в стеклах деревенских домов или где-нибудь в пожухлой полевой траве. «Перед грозой» — краски и освещение становятся драматичнее, а «Восход луны» — это когда и воздух, и снег наполняется неровным, таинственным свечением.

А вот цикл из четырех пейзажей с церковью в окружении старинных домов, будто увиденные с высоты птичьего полета. Подобно Клоду Моне, закладывавшему основы импрессионизма и изображавшему Руанский собор в разные моменты суток, рыбинский живописец представляет вариации одного и того же городского уголка, свои впечатления от него. Запечатленный в разные времена года и при разном освещении, он играет неожиданными цветами и оттенками, как камень-самоцвет. Если приглядеться к неброским пейзажам Владимира Палкина, то многие из них обнаружат это драгоценное свойство.

«На мой взгляд, я часто… бываю сказочно богат – не деньгами, а тем, что нахожу в своей работе нечто такое, чему могу посвятить душу и сердце, что вдохновляет меня и придает смысл моей жизни» — эти слова Винсента Ван Гога Владимир Палкин выбрал в качестве эпиграфа для своей выставки. Они в полной мере подходят и к философии творчества художника-юбиляра. 
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе