Любовь как ключ к искусству: работы Элия Белютина в Новосибирском краеведческом музее

Новый проект знакомит с творчеством легендарного художника-авангардиста, который был запрещен в СССР..

В Новосибирском краеведческом музее открылась выставка «Элий. Искусство. Любовь», посвященная творчеству одного из лидеров неофициального советского искусства середины ХХ века, создателя теории «всеобщей контактности» и изобретателя «модульной живописи» ‒ языка символов, которые отражают ощущения от предмета и выстраивают новую линию абстрактного впечатления. Желая транслировать эмоции и смыслы, Элий Белютин много экспериментировал. Экспозиция нового выставочного проекта позволяет проследить формирование творческого метода художника и в полной мере оценить диапазон и мощь наследника заветов русского авангарда.


Традиции русского авангарда Элий Белютин получил буквально из первых рук. Его учителями в МГАХИ им. Сурикова в сороковые годы были Павел Кузнецов, Аристарх Лентулов, Лев Бруни ‒ знаменитые мастера, во многом определившие лицо русского искусства начала прошлого столетия. Свою авторскую школу живописи художник построил по им самим же изобретенной методике. Белютин не обучал художественному ремеслу, но популяризировал интуитивное рисование. Призывал выворачивать наизнанку чувственный мир, работать с эмоциями, обходясь минимальными образными средствами. Стремясь уловить и запечатлеть мгновения духовного состояния, студийцы рисовали на любых поверхностях и использовали все возможные инструменты, включая швабры и гвозди. Творческое движение отражало «новую реальность» в искусстве, альтернативную привычному соцреализму, что было чревато последствиями.

Мировую славу будущему «патриарху крупнейшей школы андерграунда» и его ученикам принесло участие в выставке, посвященной 30-летию Московского отделения Союза художников СССР. Абстрактное искусство, в котором художники стремились «через обобщение форм достигнуть внутреннего равновесия, разрушенного влиянием внешней агрессивной среды», было представлено в Манеже в 1962 году и вошло в историю грандиозным скандалом. Посетивший выставку Никита Хрущев назвал живописные работы белютинцев «мазней», велел «прекратить безобразие», «запретить», «выкорчевать» и невольно создал прецедент для формирования советского андеграунда: художники, оказавшиеся вне рамок разрешенного искусства, были загнаны в подполье, где могли свободно творить. Элий Белютин, лишившись возможности проводить занятия на государственных площадках, продолжал руководить студией «Новая реальность» на своей даче в Абрамцево, обрел широкую известность в Европе, но так и не получил официального признания, оставаясь под запретом вплоть до 1990-х годов ХХ века.

Художник скончался в 2012 году, оставив после себя сотни графических и живописных работ, тома книг и альбомов. Его работы хранятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, Центра Жоржа Помпиду, в многочисленных частных коллекциях по всему миру и российских региональных музейных центрах с не всегда очевидной, но важной миссией заполнения лакун в истории современного отечественного искусства.

Новосибирский краеведческий музей является хранителем одной из самых крупных коллекций материалов Элия Белютина в России. В фондах насчитывается 217 живописных и графических работ, представляющих почти всю творческую жизнь художника, начиная с 1940-х и заканчивая 1990-ми годами, а также немногочисленные личные вещи мастера.

История появления коллекции в Сибири не секрет. По завещанию Элия Белютина, после смерти его картины должны войти в состав собраний российских музеев от Калининграда до Сахалина. Список музеев составлялся вдовой художника, искусствоведом и соавтором его педагогических и теоретических работ Ниной Молевой, и формировался на основе определенных требований к институции — наличие фондохранилища, отдельное место для коллекции, экспертное сопровождение. «Первоначально мы просто попали в список музеев, у которых были подходящие условия. Не думаю, что Элий Михайлович знал о нашем существовании или интересовался географией Западной Сибири. Но он понимал, что, попав в фонды какого-нибудь одного музея, коллекция на долгие годы может осесть в хранилище без возможности быть показанной, — рассказала «Культуре» на открытии выставки «Элий. Искусство. Любовь» директор Новосибирского краеведческого музея Юлия Шуклина. — Когда нам предложили работы Белютина, мы отправились в Москву, познакомились с Ниной Михайловной Молевой и оказались абсолютно влюбленными друг в друга людьми. Так к нам попали первые три работы. А когда Нина Михайловна увидела, что нам не все равно, мы нежно любим коллекцию и готовы ею заниматься, мы получили в дар еще несколько десятков работ».

Последнюю часть обширной коллекции новосибирским музейщикам передали накануне пандемии, а нынешним летом в Новосибирске открылась уже третья персональная выставка Элия Белютина ‒ с новой концепцией, наполнением и масштабом. Здесь и наброски, и графические серии, и грандиозные по размерам живописные полотна. Многие работы выставляются впервые. «Шестидесятники и связанная с ними история про объединение искусств и поиск смыслов сегодня опять в абсолютном тренде, и все же далеко не все новосибирцы знают, что у нас есть такое колоссальное собрание работ Белютина, что вообще был такой пласт искусства как «Новая реальность» и что мы имеем к этому отношение не потому, что человек здесь жил, а потому, что владелец коллекции доверяет нашему музею, — подчеркнула в разговоре с «Культурой» Юлия Шуклина. — Мы умеем работать с наследием и делать его доступным. И это тоже история про любовь, которая вынесена в название нашего выставочного проекта».

Кураторы проекта уверены: все важные вещи происходят по любви и из-за любви. Вот и главная составляющая творчества Элия Белютина ‒ любовь. Любовь к истинному смыслу вещей, скрытому за привычной формой. Любовь к художнику как удивительному инструменту природы, который вдруг начинает в нем звучать. Любовь к сложноустроенному человеку, чья сущность всегда лучше видимости. Любовь к жене, которая была его соратником и соавтором и исполнила последнюю благотворительную волю, несмотря на очевидный коммерческий интерес со стороны частных коллекционеров. Любовь к посетителям, которых хочется бережно погрузить в загадочный мир неординарного художника и мыслителя.

Проект «Элий. Искусство. Любовь» встречает своих первых потенциальных посетителей на улице. Гуляя по главному проспекту Новосибирска, жители и гости города могут увидеть увеличенные копии «модульной» графики Белютина в окнах музея. Основная же экспозиция представлена в колонном зале, рассчитанном на тысячу человек. Выбор локации подчеркивает не только значимость проекта для музея, но и монументальный размах работ, признанных визитной карточкой художника.

В экспозицию «Элий. Искусство. Любовь» вошли работы Белютина, которые показывают основные этапы становления его метода. Рассказанная новосибирскими музейщиками история начинается с фронтовых зарисовок, где видны приемы, свойственные академической школе. Элий Белютин старается писать так, как его учили, и мало чем отличается от многих других художников. Через десять лет его рука становится увереннее, а вместе с мастерством начинаются поиски. Он переосмысляет Пикассо и Матисса. Ломает восприятие, чтобы включить внимание смотрящего. Постепенно уходит от привычных образов, предметного мира и антропоморфных фигур. Экспериментирует с цветом, формой и объемом — и, наконец, создает масштабные работы, которые уже нельзя привычно оценивать, но можно чувствовать и понимать.

Впрочем, не менее увлекательным выглядит и другой ракурс проекта — вошедшие в экспозицию работы вместе с методом демонстрируют путь, который проходит живописное произведение: полотно в рамах, полностью готовые к показу картины, графические листы с набросками и работы автора, не закрепленные на подрамники. Одну из работ сотрудники музея подготовили к экспонированию в присутствии посетителей. Пользуясь специальными инструментами, реставраторы смонтировали полотно на подрамник, и композиция «Без названия» (Белютин, как и его соратники, зачастую избегал конкретных дефиниций) заняла свое место в выставочном пространстве.

«Мы долго шли к этой истории и выбирали для выставки такое пространство, в котором работы большого размера не давили бы друг на друга и интеллигентно соседствовали с графическими сериями, которыми мы тоже очень гордимся, — резюмировала директор Новосибирского краеведческого музея Юлия Шуклина. — Высота больших живописных полотен Белютина ‒ 3,5 – 4 метра. И в стандартном выставочном зале такая картина может находиться только в гордом одиночестве, иначе ‒ полотна съедят все пространство. У нас огромный зал и восьмиметровые потолки. Таких залов, как у нас, в России почти нет. Мы можем себе позволить показывать самые масштабные работы Элия Михайловича, но вывозить эту выставку невероятно сложно. К счастью, все работы опубликованы в государственном каталоге на нашем сайте, и познакомиться с ними можно в очень хорошем цифровом изображении».

Автор
Юлия ЩЕТКОВА, Новосибирск
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе