Лейденская коллекция: объявлены подробности о предстоящих выставках в Москве и Санкт-Петербурге

На пресс-конференции в Москве сообщили подробности о предстоящих показах работ Лейденской коллекции - одного из крупнейших частных собраний голландского искусства XVII века. Какие картины можно будет увидеть на выставке «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» с 26 марта в ГМИИ им. Пушкина, и как их аранжируют в Государственном Эрмитаже с 5 сентября 2018 года? Любопытные факты предстоящего грандиозного показа шедевров голландских мастеров — в нашем обзоре.
В России будет показано 80 произведений живописи и два рисунка, включая полотно Вермеера, двенадцать картин Рембрандта, два портрета кисти Франса Халса, девять произведений Геррита Доу, рисунок Леонардо да Винчи и другие шедевры.


Минерва
Рембрандт Харменс ван Рейн
1635, 138×116.5 см

Впервые собрание американской четы Томаса и Деборы Каплан было представлено широкой публике в 2017 году на выставке в Лувре. До этого времени целиком коллекции никто не видел. Она была собрана за очень короткий срок: с 2002 года, когда супруги Каплан приняли решение и выбрали художественное направление своего будущего собрания, ими были приобретено 250 произведений искусства.


Иуда и Тамар
Арт Йоханс де Гелдер
1685

«Для нас не было ничего необычного в том, чтобы взять на заметку и сразу же купить несколько картин за один день. Неудивительно, что мы с Дафной получили прозаическое прозвище „пылесосы“: оно отражало тот опустошительный эффект, который мы производили на рынок столь любимых нами старых мастеров. На протяжении первых пяти лет нашего „кутежа“, по выражению „Нью-Йорк Таймс“, мы покупали в среднем одну картину в неделю. Благодаря такому темпу Лейденская коллекция по уровню и разнообразию представленных в ней произведений Рембрандтовской школы очень скоро стала вровень с некоторыми из тех собраний, которые Екатерина скупала во время собственного „кутежа“, задавшись целью в пределах своих владений построить нечто равноценное Лувру».
Томас Каплан, предисловие к каталогу выставки в ГМИИ им. Пушкина


Пир Антония и Клеопатры
Ян Стен
1675, 82.1×107.8 см

Томас и Дебора Каплан изначально приняли решение сделать свое собрание максимально публичным; в сотрудничестве с четырьмя десятками музеев они предоставляли свои вещи не только на выставки, но и для длительной экспозиции. Кроме того, у Лейденской коллекции имеется собственный профессионально выполненный и доступный любому пользователю онлайн-каталог, в котором представлены большинство экспонатов, входящих в собрание.

По словам директора ГМИИ им. Пушкина Марины Лошак, создание Лейденской коллекции — беспрецедентное явление в истории современности, и пример Капланов, которые открыто демонстрируют свое собрание — феноменален: «Работать ради социально-культурного поля, в котором экспонаты живут — это необычайно впечатляюще».


Картёжники
Ян Ливенс
1625, 97.5×105.4 см

«Мы чувствуем, что Чарлз Саачи (один из крупнейших английских галеристов) прав, когда говорит, что истории интересны художники, а не коллекционеры. Именно поэтому мы не дали Лейденской коллекции свое имя, но назвали ее в честь города, где родился Рембрандт, и таким образом отдали мастеру дань уважения. В конце концов, как я неоднократно подчеркивал с того самого дня, когда весной 2017 года в Лувре мы открылись, гений — Рембрандт, а не тот, кто покупает его работы. Именно поэтому мы никогда не держали дома ни одной картины, ведь в полном согласии с присущим нам обоим взглядом на вещи, мы испытывали гораздо большее удовольствие, представляя произведения вниманию широкой публики».
Томас Каплан, предисловие к каталогу выставки в ГМИИ им. Пушкина


Мальчик в плаще и тюрбане
Ян Ливенс
1631
Томас Каплан, историк по образованию, с детства был увлечен произведениями голландских мастеров, не предполагая, что станет их коллекционировать. До собирания картин у семьи уже был опыт коллекционирования: Дебора Каплан к этому моменту уже владела значительной коллекцией мебели 40−50-х годов ХХ века «со всеми главными именами внутри». А ее муж, финансист-миллиардер — не только почитатель живописной старины, но и увлеченный собиратель самолетов-истребителей времен Второй мировой войны.


Торговка сельдью и мальчик
Геррит (Герард) Доу
1664, 43.5×34.5 см

На выставках, которые пройдут в России, будет показано 80 произведений живописи и два рисунка; первые картины приехали в Пушкинский музей уже 12 марта. Для сравнения, на первой презентации Лейденской коллекции в Лувре зрителям представили только 32 работы.

В числе шедевров, которые увидят российские зрители, будут демонстрироваться три работы Рембрандта его раннего, так называемого «светлого», периода, которые практически не представлены в российских музейных собраниях, в том числе работа, написанная художником в возрасте восемнадцати лет. Посетители увидят 12 картин Рембрандта Харменса ван Рейна, два портрета Франса Халса, 9 произведений Геррита Доу, 4 работы Яна Ливенса, два рисунка — Рембрандта и Леонардо да Винчи, а также шедевры других мастеров.


Автопортрет с затенёнными глазами
Рембрандт Харменс ван Рейн
1634, 71.1×56 см

Как рассказал заведующий отделом искусства старых мастеров ГМИИ им. А. С. Пушкина Вадим Садков, хотя Леонардо да Винчи и не является голландским живописцем, в данном контексте два представленных на выставке рисунка объединяет зоологическая тематика. Любопытно, что именно с этого рисунка, изображающего медведя, Леонардо в свое время написал горностая в своей известной работе «Дама с горностаем» (1496).


Леонардо да Винчи. Голова медведя (ок. 1485 года). 7×7 см.


Отдыхающий молодой лев
Рембрандт Харменс ван Рейн
1642, 11.5×15 см

В состав экспозиции войдет единственное из 36 известных полотен Яна Вермеера, находящееся в частной коллекции — «Молодая женщина за виржиналом» (1672).


Молодая женщина за виржиналом
Ян Вермеер
1672, 25.5×20.1 см

Также публике покажут работу Карела Фабрициуса, имя которого вновь громко зазвучало после выхода книги Донны Тартт «Щегол», названной в честь картины художника и, получившей Пулитцеровскую премию.


Агарь и ангел
Карел Фабрициус
1645, 157.5×136 см

Помимо Рембрандта, российские зрители увидят работы других живописцев из Лейдена. В частности, будут представлены фейнсхилдеры («утончённые художники») Франц ван Мирис и Габриэль Метсю, успешно творивший под влиянием Геррита Доу — первого ученика Рембрандта.


Девушка с шитьем и попугай
Габриель Метсю
1663, 35×27 см

Среди тринадцати работ ван Мириса в Лейденской коллекции особо ценными являются «Молодая женщина, кормящая попугая», один из самых знаковых образов эпохи, а также «Смерть Лукреции» — величайший шедевр последних лет жизни мастера.


Смерть Лукреции
Франц ван Мирис Старший
1679, 38.2×26.7 см

Как отметил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, выставки Лейденской коллекции в Москве и Санкт-Петербурге будут отличаться. Фактически, это будут две разные экспозиции, с разными акцентами, смысловым и художественным обрамлением. Каждый музей — Эрмитаж и Пушкинский музей — продемонстрирует собственный подход к презентации собрания Капланов; как отметил Пиотровский, «хорошие картины — это полдела, а вторые полдела — это как их показать».


Константин Андреевич Ухтомский. Николаевский зал

В Санкт-Петербурге Лейденская коллекция будет представлена вместе с картинами голландских художников из фондов Эрмитажа, которые в настоящее время выставляются в амстердамском филиале музея. Выставка пройдет в Большом, или Николаевском, зале Эрмитажа, который, по мнению Пиотровского, «может картины либо принизить, либо возвысить, потому что он сам по себе роскошный и с ним бывают разные эксперименты… и он (зал — прим.) — всегда участник этих экспериментов».


Молитва перед едой
Ян Стен
1660, 52.7×44.5 см

Выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» в ГМИИ им. Пушкина
будет работать с 26 марта по 22 июля 2018 года.

В Государственном Эрмитаже выставка откроется 4 сентября и будет работать до 13 января 2019 года.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе