Культурно наследили

В Европе одно за другим возбуждены несколько дел против производителей поддельных картин. Оказывается, аукционы в интернете и на ТВ стали стимулом продаж фальшивок

В одно казавшееся прекрасным воскресное утро синьор М., начинающий и полный энтузиазма коллекционер современного искусства, наконец исполнил свою мечту и привез домой полотно Альдо Мондино. После смерти туринского художника 5 лет назад его пейзажи и портреты, вдохновленные экзотическими путешествиями, не переставали расти в цене, и М. был в восторге от своего приобретения, удачного по стоимости и безупречного по всем параметрам: престижная галерея и полный пакет документов, удостоверявших подлинность картины. Бережно вынимая полотно из машины, счастливый коллекционер обнаружил, что на его пальцах осталась белая краска... "Я позвонил продавцу картины, который смущенно объяснил мне, что краски, использовавшиеся художником, высыхают годами". 


Синьор М. не поверил продавцу и позвонил карабинерам. Специалисты из Отдела по защите культурного наследия города Монца, недалеко от Милана, проверили покупку и вынесли неутешительный вердикт: почти наверняка фальшивка. "Ничего удивительного,— объяснили они ошарашенному коллекционеру,— с художниками типа Мондино чаще сталкиваешься с подделками, чем с подлинниками". Неожиданная мода на недавно почившего живописца, чье наследие еще толком не каталогизировано, что может быть привлекательнее для торговцев фальшивками? Впрочем, "авторы" картины, приобретенной синьором М., не ограничивались новыми именами: по следам расследования, начавшегося благодаря его звонку, карабинеры арестовали банду "фальшивохудожников", в мастерских которых обнаружились подделки мастеров ХХ века Джорджо Де Кирико, Джакомо Балла и Марио Сирони. "Корки", как на жаргоне именуются поддельные картины, распространялись через различных посредников. Авторы фальшивок действовали осторожно: не замахиваясь на знаменитые полотна, они промышляли более скромным и ликвидным товаром, вроде рисунков и набросков, не значащихся ни в каких каталогах. 

Впрочем, есть и более амбициозные преступники. После полутора лет расследования в Риме, Палермо и Сиене, карабинеры из Отдела по защите культурного наследия арестовали банду из 12 человек, подделывавших знаменитых мастеров. Сыщики обнаружили в домах ничего не подозревавших жертв "художников" более 500 фальшивых полотен и рисунков. Поддельщики беззастенчиво торговали Матиссом, Магриттом, Фонтана, Де Кирико, Гуттузо, Ротеллой и другими мастерами ХХ века. Эксперты полиции сочли, что фальшивки "хорошего качества", выполненны в стиле оригинала и с соблюдением характерных деталей вроде подписи. Отдельной строкой проходят два наиболее удачных "приобретения" старинных мастеров: большое полотно известного художника эпохи барокко Гвидо Рени и картина маслом Теофило Патини, датированная серединой XIX века. "Сан Джованнино", приписываемый Рени (скорее всего, старинный холст, "переделанный" под руку мастера), был продан за 300 тысяч евро. Если учесть, что последняя картина художника была выставлена Sotheby's за 2 млн евро, наивный покупатель наверняка был уверен, что совершает сделку своей жизни. А Патини вообще "ушел" с интернет-аукциона за 600 тысяч евро. Впрочем, эксперты не уверены: возможно, что в этом случае картина была подлинной, но краденой. В целом преступники заработали на подделках больше 8 млн евро. 

Рынок поддельного искусства не подвержен кризису, в отличие от искусства подлинного. Только за первое полугодие и только в Италии полиция вскрыла махинации на более чем 10 млн евро. Подделками, по мнению Андреа Илари, командующего Отделом по защите культурного наследия карабинеров, торгуют везде: "Жертвы мошенников покупали подделки в галереях, через посредников и арт-дилеров". Но революция на рынке, как всегда, произошла благодаря интернету. "В Сети огромное количество аукционов, основной частью нашей работы стало отслеживать картины онлайн",— рассказывает Илари. Основные покупатели — "средний и низший сегмент рынка", эвфемизм, используемый карабинерами для тех, кого преступники, не стесняясь, именуют "лохами": мелкие предприниматели, зубные врачи и биржевые маклеры, клюнувшие на объявление и уверенные, что "по дешевке" купят шедевр. Крупные покупки и серьезные сделки проходят по другим каналам, где покупатели требуют документацию и не скупятся платить независимым экспертам. Но как удержаться, когда по ТВ или в интернете предлагают Матисса, который так мило будет смотреться в гостиной? Тем более что картина, как правило, снабжена заманчивой легендой: продавец часто представляется как приятель или сосед художника, случайно оказавшийся обладателем шедевра, о настоящей стоимости которого он вроде и не подозревает. "Люди, которые покупают искусство по интернету, разбираются в нем еще меньше вас, но уверены, что знают, как распознать хороший бизнес",— иронизирует американский критик Алан Бамбергер в своем шуточном пособии для начинающих мастеров фальшивок. Впрочем, судя по обороту их бизнеса, поддельщики в советах не нуждаются. Для подделок выбираются в основном модные современные художники с узнаваемым стилем, их якобы только-только написанные картины не подвергают анализам на возраст красок и полотна. Чем плодовитее был творец, тем лучше. "Нужны каталоги",— сетует Илари. Но и официальная каталогизация ничего не гарантирует: недавно завершенный полный каталог Пьеро Манцони, знаменитого автора "Дерьма художника", выкинул с рынка тысячи подделок, но в нем все еще фигурируют 1200 атрибутированных творений. Явно слишком много, если учесть, что Манцони умер в 30 лет. 

Римская прокуратура отключила два интернет-аукциона, связанных с бандой поддельщиков. Но остаются десятки аукционов в Сети и по ТВ, где круглые сутки критики с хорошо подвешенным языком оперируют заумными терминами, потрясающими воображение начинающих коллекционеров. На каждый сайт, уличенный карабинерами, открывается десяток новых. По мнению Хьюго Горст-Уильямса, лондонского специалиста по поиску утраченных произведений искусства, добрая половина предметов на рынке — подделка: "Самые популярные в последнее время "древние" статуэтки и русские живописцы, а также не выходящие из моды Дали, Де Кирико и Коро". Как объяснили французские охотники за фальшивками своим итальянским коллегам: "Коро написал 2 тысячи картин, 5 тысяч из которых ныне находятся в США".

Анна Зафесова, La Stampa (Турин) — для "Огонька" 

Огонек
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе