Культурная деревня: участники «Архстояния» о своих арт-объектах

С начала 2006 года, когда был проведён первый фестиваль «Архстояние», в деревне Никола-Ленивец в сумме появился 101 объект. 
Около 30 объектов продолжают находиться на территории деревни и сегодня, формируя новый ландшафт и меняя облик населённого пункта. 
Каждое из этих сооружений призвано служить идеям нового искусства, каждый объект — попытка найти что-то своё в архитектуре, смешении медиаарта, перформанса и других жанров. 

В этот раз «Архстояние» решило не ограничиваться территорией Никола-Ленивца — организаторы взяли на вооружение тему умирающих российских деревень и отправили своих художников, архитекторов и инженеров в Звизжи, ближайший к арт-парку населённый пункт. Там участники фестиваля будут строить новые места, переоборудовать и переосмыслять старые и устраивать перформансы. Мы связались с несколькими художниками и одним куратором «Архстояния», чтобы они сами представили читателям FURFUR свои проекты.

 
Валерий Лизунов, бюро Archpoint
ДОМ КУЛЬТУРЫ ДЕРЕВНИ ЗВИЗЖИ 

У нас была задача «освежить» деревенский Дом культуры, который является одним из центров социальной жизни Звизжей. Для ДК мы создали новый образ через реконструкцию входной группы и прилегающей площади. Основной элемент отделки фасада — деревянный портал, который может быть использован как крыльцо, навес от дождя, сцена и арт-объект. Образ вдохновлён народными промыслами, в частности деревянной птицей счастья, в которой крылья и хвост раскрываются веером. Объект сделан из сосновой доски, которая сколачивается по оси радиуса и крепится с помощью гвоздей. Общая конструкция высотой более шести метров ставится на каменный настил.  Дом культуры получил очень яркую входную группу, которая будет привлекать внимание издалека, в тёмное время суток портал будет эффектно подсвечиваться. Нам бы хотелось, чтобы культурная жизнь проходила не только внутри ДК, но и снаружи. За счёт выравнивания площадки перед Домом культуры здесь можно будет проводить культурно-массовые мероприятия, а портал может быть использован как полноценная сцена.

 
Сергей Касич
КУРАТОР САУНД-АРТА НА «АРХСТОЯНИИ»

 Сообщество SoundArtist.ru (SA))) представит три инсталляционных проекта и ночной концерт на специальной квадрофонической сцене. В секции примут участие резиденты, друзья и коллеги сообщества, а также выпускники учебного курса «Экспериментальный звук и мультимедиа технологии» при московской саунд-арт-студии SA))_studio. 

Одной из ключевых инсталляций в этот раз можно назвать работу Олега Макарова «Полихорд», которая органично расположится внутри нового скульптурного строения Николая Полисского «Сельпо». Известный композитор, разработчик и звуковой художник, Олег Игоревич остроумно соединил в своей концепции традиционный народный способ звукоизвлечения — вибрации струн и дерева — с современной электроникой, как всегда, собственного авторства. Однако гигантские пространственные «гусли» Макарова еле слышно резонируют всем внутренним объёмом нового архитектурного объекта, а не только лишь каким-то отдельным корпусом. Сливаясь с монументальным архитектурным творением Полисского, «Полихорд» как бы открывает и ещё раз обосновывает эфемерную саунд-арт-подсекцию объектно ориентированного фестиваля. «Полихорд» — это деликатный саунд-арт в лучших традициях Макса Иштли и Акио Сузуки. Инсталляция звучит не громко и предполагает вдумчивое продолжительное медитативное слушание.

Две инсталляционные работы будут представлены выпускниками образовательной программы SA))_studio — московской студии экспериментального звука. Так, Владислав Сорокин исследует фазовый переход между звуками природы и речью людей. В его работе «Значенье моря для Средней полосы» стихотворение Введенского перманентно растворяется в шуме морских волн, который создаётся из голосов людей, читающих текст. Инсталляция работает с акустикой природного ландшафта и будет расположена в лесу.

Евгений Казаков предлагает жителям деревни Звизжи прокатиться на велосипеде по Парижу. Сев на специально препарированный велотранспорт и начав крутить педали, любой желающий сможет оказаться в движущейся пространственной звуковой среде французской столицы. По желанию звизжанцев автор готов дополнить объект атмосферами других городов, но а пока эта забавная инсталляция так и называется — «Звизжи-Париж».

В полночь у «Ротонды» SA)) откроют квадрофоническую сцену, специально подготовленную с представителями легендарного производителя британских акустических систем Funktion One. Концерт на этой сцене планируется до утра и составит своеобразное дополнение к основной концертной программе «Архстояния». В программе особенно стоить выделить перформанс Ольги Козманидзе «Звизжащие фемины», который основывается на работе со звуковыми файлами речи женщин, проживающих в деревне Звизжи. Перформанс состоится на рассвете. 

 
Сергей Чобан
ПРОЕКТ «МУЗЕЙ СЕЛЬСКОГО ТРУДА»

Наш объект получил название «Музей сельского труда» (проект придуман и реализован совместно с архитектором Агнией Стерлиговой). Это башня диаметром 3,2 метра и высотой 8 метров, которая снаружи работает как геометрическая скульптура — своего рода ордерная колонна, неизвестно откуда возникшая в картофельном поле рядом с деревней Звизжи и при этом выглядящая так, будто она всегда там стояла. При взгляде на нее ассоциации могут возникать самые разные — от банальной водонапорной башни до последней колонны исчезнувшего акрополя. Те, кто путешествует по маленьким городам и деревням, привыкли к таким вот небольшим вертикалям, водонапорным башням, которые давно утратили своё функциональное назначение, но служат опознавательными знаками поселений. Наша башня со стороны будет выглядеть именно такой полузаброшенной доминантой, хотя на самом деле она задумана обитаемой. Просто вход в неё мы сделали достаточно неприметным, расположив его с обратной от дороги стороны. Внутреннее пространство устремлено ввысь и освещено тёплым светом, а по стенам башни мы размещаем предметы сельского быта. Башня потому и называется «Музеем сельского труда», что в ней собраны подлинные артефакты, которые лишь на время превратятся в объекты показа. 


Николай Полисский
ПРОЕКТ «СЕЛЬПО» (ПЕРЕСТРОЕННЫЙ МАГАЗИН В ДЕРЕВНЕ ЗВИЗЖИ)

  
Я ещё помню, как 25 лет назад ездил в этот магазин за продуктами. После ухода советской власти он сначала стоял заброшенным, потом разбили остекление, и он стал превращаться в заброшенную бетонную коробку на главном въезде в Звизжи, центральную деревню в этой местности. Я давно хотел что-то сделать с этим зданием. Я обязан Звизжам в каком-то смысле — почти все местные, кто мне помогает в создании проектов, живут именно здесь. 

Хотелось что-то оставить для них, может быть, дать импульс для какой-то дальнейшей жизни деревни. Поэтому мне было важно создать некую значимую, масштабную и богатую формой вещь. 

Наше «Сельпо» напоминает храмовое строение, как найденный в джунглях храм, рассказывающий о достижении той цивилизации. Но главное в нём — это то, как мы его и все мои проекты в округе делали. Вместе, находя общий язык и взаимопонимание с деревенскими крестьянами, ставшими теперь настоящими художниками. Это храм искусства, которое открыто каждому, кто готов посвящать ему свою жизнь и свой труд. 

 
Фотографии: «Архстояние» 
Автор
ВЛАДИМИР БЕЛОКОНЬ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе