Кракозябры по цене полотен Ван Гога

Произведения искусства — это один самых прибыльных и надежных способов вложения денег, что в условиях финансового кризиса последних лет сделало эту сферу еще более привлекательной для коллекционеров. Однако оживлением на этом рынке пользуются многочисленные фальсификаторы, использующие в своей деятельности последние достижения науки и техники.

Так, эксперты музея в Каире до сих пор пытаются выяснить, является ли обнаруженная после похищения картина известного голландского живописца Винсента Ван Гога "Маки" подлинником. Начало этой истории уходит в 70-е годы XX века, когда злоумышленники впервые вынесли картину из музея.

После похищения в 1977 году "Маки" официально вернулись в музей Махмуда Халиля только спустя 20 лет и при весьма странных обстоятельствах. Следы таинственно похищенной картины случайно всплыли в Кувейте. Судя по всему, в собрание музея вернулась уже подделка, и руководство Египта знало об этом. Так, в ходе одного из визитов в Лондон супругу экс-президента Сюзан Мубарак предупредили, что в каирском музее выставлена копия, а не оригинал. По данным полиции Великобритании, все эти годы оригинал хранился у одного крупного чиновника, приближенного к окружению бывшего президента Хосни Мубарака, и был продан в 2010-м году на аукционе в Лондоне за 35 млн долларов. Имя чиновника не раскрывается, так как в отношении него проводится расследование по делу о хищениях древностей на протяжении последних десяти лет.

В августе 2010 года выдаваемую за оригинал картину Винсента Ван Гога "Маки", стоимостью в 55 миллионов долларов, злоумышленники похитили снова. При этом власти страны с поисками картины особенно не спешили. Это говорит о том, что руководство музея знало о возвращении в собрание копии. Тем не менее, это не помешало Каирскому уголовному суду менее чем через два месяца после кражи приговорить к тюремному заключению 11 обвиняемых по этому нашумевшему делу. Виновными оказались глава департамента министерства культуры и 10 сотрудников музея, включая директора. Им были предъявлены обвинения в халатности, приведшей к утрате бесценного произведения искусства. Как выяснилось, система безопасности музея, где хранится одно из лучших частных собраний произведений западноевропейского искусства XIX-XX веков стоимостью более восьми миллиардов долларов, в тот день не функционировала.

В конечном итоге, следы похищенной копии всплыли в Лондоне. На сегодняшний день нынешние культурные власти Египта пытаются добиться от Великобритании возвращения полотна, но идет ли речь о копии или оригинале, пока так и остается загадкой.

Так есть ли способы определения подлинника от подделки? И как современные коллекционеры и музейные собрания могут обезопасить себя?

Прежде всего, необходимо сказать о том, что подделки бывают трех типов: точная копия известной работы мастера; представление картины, схожей по стилю с техникой известных мастеров, за работу самих художников. Например, подделав авторскую подпись, фальсификаторы выдают работу школы Рубенса за работу самого мастера, к которой он в действительности даже не прикасался. Кроме того, фальсификаторы могут подделать подпись и на творении неизвестного современника великого художника. Например, картина неизвестного на родине голландца, ученика Дюссельдорфской академии, нередко выдается за работу известного в России художника Шишкина, проходившего с ним обучение. Безусловно, работа неизвестного голландца будет практически идентичной картине самого мастера, но имя популярного в России живописца в разы поднимет стоимость картины на родине художника. Третий способ подделки самый интересный — это создание нового объекта и выдача его за неизвестное произведение известного мастера. Самым знаменитым фальсификатором, создававшим картины, выдавая их за работы старых мастеров, был голландский художник прошлого века Хан ван Меегерен.

К сожалению, даже современные способы научной экспертизы точно позволяют установить лишь время создания произведения, не давая стопроцентной гарантии подлинности картины. Так, изучение любой картины включает искусствоведческую и технологическую экспертизу. Чтобы установить подлинность, специалисты работают в двух основных направлениях — определение даты изготовления картины и поиск применяемых в ней творческих и технологических приемов, характерных для конкретного художника. С датой все просто — Рафаэль не мог писать красками, изобретенными в середине XX века. Датировочная информация может содержаться в каждой части картины. Прежде всего, картина пишется на основе — это может быть холст, дерево, металл, камень. Простой холст уже содержит датировочный момент — с распространением новых видов ткацких станков качество холста кардинально менялось. Холст художник покрывает грунтом для придания ему гладкости, а степень гладкости и количество слоев грунта определяются модой вполне определенных времен.

О подлинности подписи автора ученые могут сделать выводы с помощью бинокулярного микроскопа. Смывание и изменение подписи — один из простейших и в то же время эффективных способов подделки картин. В микроскоп отлично видно, лежит ли подпись под лаком, над ним или "парит" между двумя лаковыми слоями. Так называемая "подпись в тесте", которую художник ставил на невысохшем лаке, должна быть слегка утоплена. Со временем на лаке образуются трещины, называемые кракелюрами. Если подпись лежит поверх трещин или затекает в них — это говорит о фальшивке. Хотя и подлинная подпись могла быть просто неудачно обведена. Стоит отметить, что, как правило, подписи не реставрируют.

К сожалению, химико-технологическая экспертиза является одной из самых дорогостоящих и напрямую зависит от стоимости самого произведения. Поэтому чаще всего гарантией подлинности произведения того или иного произведения искусства служит мнение экспертов. Искусствоведы тщательно анализируют сходство изучаемой картины с известными произведениями тех или иных периодов творчества художника, принимая во внимание технические и стилистические приемы, тематику работы, детали биографии мастера. Но, к сожалению, их заключение всегда субъективно, и каждый специалист оставляет за собой право на ошибку.

Действительно, ошибиться эксперт может вполне. Поскольку с целью определения подлинности автора, искусствовед проводит сравнительный анализ картин художника с другими его работами данного периода. Для этого специалист, как правило, посещает музейные собрания, обращается к библиотечным каталогам и электронным базам. Поэтому очень многое в такой экспертизе зависит от опыта и профессионального чутья мастера. Важную роль играет и провенанс или история бытования произведения искусства. Но далеко не всегда чем больше лакун в судьбе шедевра, тем настороженнее стоит относиться к предмету. Наоборот, опытные фальсификаторы тщательно продумывают и воссоздают историю произведения искусства.

Стоит также отметить, что даже аукцион не дает стопроцентной гарантии на подлинность приобретаемого произведения. По данным статистики, более 30 процентов лотов ведущих аукционных домов "Сотбис" и "Кристис" — подделки, при этом гарантия на подлинность приобретаемого шедевра у всех компаний составляет всего два года, после чего произведение нельзя будет вернуть назад, получив обратно вложенные в него средства.

Наиболее часто фальсификаторы имитируют художников русского авангарда, поэтому на Западе их картины уже даже перестали брать на аукционы. Только 27 марта этого года Измайловский суд Москвы огласил приговор столичному художнику Александру Чернову и его брату-близнецу по обвинению в продаже поддельных картин русских авангардистов начала XX века. Преступники подделывали картины и графические рисунки Кандинского, Малевича, Коровина и других художников. Затем мошенники искали покупателей и продавали им работы, выдавая их за подлинники. Всего было продано свыше 800 подделок на общую сумму 20 миллионов рублей. В свою очередь, химическая экспертиза и рентгеновские снимки подтвердили, что картины поддельные, а их стоимость не больше 2 тысяч рублей за штуку.

Таким образом, на сегодняшний день экспертиза не может с точностью установить подлинность произведения искусства, стопроцентной гарантии не дают и искусствоведы. Этим и пользуются злоумышленники, которые гоняются за легкими деньгами. Поэтому вкладывая деньги в произведение искусства, следует быть очень осторожным, ведь и на аукционах встречаются подделки.

Юлия Чмеленко

Правда.Ру

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе