Художникам смыкают ряды

Объявлен шорт-лист премии Кандинского

Сегодня премия Кандинского объявила шорт-лист конкурса 2009 года. Победитель в номинации "Проект года" получит €40 тыс. В номинациях "Молодой художник года. Проект года" и "Медиа-арт. Проект года" — по €10 тыс. ВАЛЕНТИН Ъ-ДЬЯКОНОВ сравнивает шансы участников.  

Выставка номинантов 2009 года, проходящая в Центральном доме художника, как и в предыдущие годы, организована и проведена культурным фондом "АртХроника". Отбор работ на выставку осуществлялся международным жюри и экспертным советом премии Кандинского. Экспозицией, помимо архитектора Бориса Бернаскони, который традиционно сотрудничает с премией, на сей раз занимался и член жюри премии Андрей Ерофеев.


В номинации "Проект года" соревнуются настоящие тяжеловесы. Первым в перечислении идет концептуалист Вадим Захаров с инсталляцией "Святой Себастьян", показанной в галерее GMG в ноябре 2008 года. В ней архитектурные и интерьерные элементы с полотен итальянского проторенессанса воспроизведены в дереве в натуральную величину. Щели кресла и башни пронзены небольшими красными треугольниками, восходящими к знаменитому шедевру Эля Лисицкого "Красным клином бей белых". "Святой Себастьян" представляет собой остроумную инсценировку футуристической борьбы авангарда и "Рафаэлей" старого искусства. И в этой борьбе, с точки зрения художника, побеждает традиция: красные треугольники выглядят всего лишь вспомогательными деталями, распорками в мощных деревянных телах цитат из прошлого. Инсталляция принадлежит к числу лучших работ Захарова. Но, кажется, шансов на победу у него мало: во-первых, он уже лауреат премии в области современного искусства "Инновация", с которой премию Кандинского принято сравнивать. 


Другие обитатели шорт-листа в главной номинации имеют примерно равные шансы. Николай Полисский, с помощью никола-ленивецкой артели создающий один хит за другим, на премии представлен инсталляцией "Большой андронный коллайдер" (увидеть ее, правда, можно было на другой выставке — "Рабочее движение" в "Проекте Fabрика"). Здесь мы видим принципиально иное сочетание традиции и современности, в духе питерских митьков, к числу которых Полисский когда-то принадлежал. Максимально традиционными средствами — плетением — создан портрет максимально современного достижения науки. И Полисский, и его соавторы премии, безусловно, достойны. Третий претендент, Павел Пепперштейн, номинирован за проект двухгодичной давности под названием "Город Россия". Это продолжающаяся по сю пору серия живописных работ с изображением новой столицы нашей страны, целиком придуманной самим художником. Если рассуждать логически, то у Пепперштейна самые высокие шансы на победу. С "Городом" он отметился везде, где только можно: и в русском павильоне на Венецианской биеннале, и на ярмарке Art Basel 2009, и, наконец, в основном проекте Московской биеннале в "Гараже", куда его принял, кстати, один из членов жюри премии — Жан-Юбер Мартен. 


В номинации "Молодой художник" главная борьба развернется между тувинцем Евгением Антуфьевым и художником, скрывающимся под псевдонимом МАКЕ. Третий художник шорт-листа, Александра Фролова, показала работу, стилистически зависимую от инсталляций модельера Андрея Бартенева и отсылающую к клубной субкультуре, позиции которой в современном искусстве не очень крепки. Скорее всего, молодым художником года станет Евгений Антуфьев с его плетеными фетишами и экзотическим происхождением. Это будет правильный шаг для премии, если она хочет поддержать регионы. МАКЕ, бывший граффитист, делает впечатляющие работы, но зависимость граффити как манеры от западных образцов сыграет, скорее всего, не в его пользу. 



Самой странной номинацией выглядит "Медиа-арт". В ней, например, снова появляется Вадим Захаров — теперь как создатель видеоработы, показанной на той же выставке, что и "Святой Себастьян". Возможно, Захаров победит здесь, а "Проект года" уступит Полисскому или Пепперштейну. Видео Юлии Девляшовой и Александры Тощевиковой остроумно, мило, но на выставке премии выглядит странно: об этих художницах ничего не известно. Возможно, их "Кофе-брейк" — серьезная удача, а может, есть и что-то получше. Абсолютным фаворитом номинации выглядит "Electroboutique" Аристарха Чернышова и Алексея Шульгина. Их объекты — расплывшийся айпод, очки, показывающие зрителя в цветах психоделических шестидесятых и т. д.— на голову выше других номинантов и в техническом, и в концептуальном отношении. "Electroboutique" заслуживает премию, но она ничего не добавит к их статусу продвинутых новаторов.



Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе