Художник как диагноз

«Улет» в парижском «Красном доме».
В музее Maison Rouge («Красный дом») открылась выставка «Улет», рассказывающая о сумасшедших людях, которые мечтали летать. Среди них и профессиональные художники, и натуральные безумцы.
Фото: Алексей Тарханов / Коммерсантъ  


Рассказывает корреспондент “Ъ” в Париже Алексей Тарханов.


Новая выставка подтверждает репутацию Maison Rouge, основанного в 2004 году коллекционером Антуаном де Гальбером, как одного из самых интересных художественных пространств Франции. В команде авторов нынешнего «Улета» не только специалисты по современному искусству, но и люди, собирающие ар-брют: произведения дилетантов, маргиналов, сумасшедших. И кураторы позаботились, чтобы работы профессиональных и непрофессиональных художников находились рядом.

Мечта о полете, которая мучила или окрыляла участников выставки, разложена по полочкам. В начале ХХ века о «Полете на Луну» рассказывает изобретатель современного кинематографа сказочник Жорж Мельес. В космос там отправляются из пушки, и тут же мы видим цирковой номер «Из пушки на Луну» на американской фотографии 1930-х годов. Только вместо Любови Орловой из фильма «Цирк» здесь в бутафорском дыму взлетают над ареной акробаты братья Заччини. Свернувшись в живое пушечное ядро, парит над землей атлет на фотографии Александра Родченко «Прыжок». К прыжку атлета присоединяется бросок художника, знаменитый «Прыжок в пустоту» Ива Кляйна. И конечно, серия балетных элеваций и баллонов. Балеты крутят на экране, укрепленном на потолке,— чтобы их увидеть, надо лечь на спину, изменив собственные координаты земного тяготения.

Современный космос представлен не менее курьезными экспонатами. Установленная во дворе «Ракета "Советский Союз"» Франсуа Бурляна собрана из бетонных канализационных колец, ну а «Русский Spoutnik» Андре Робийара, блестящий металлический шар с криво налепленными антеннами, напоминает о вдохновенной импровизации Королева, без которой не было бы настоящего спутника. Американская космическая программа представлена сколоченным из досок орбитальным аппаратом, движущимся на мощи звука усилителей, заменяющих реактивные дюзы («От "Уолдена" к космосу» Стефана Тиде).

Гость из мира классического русского авангарда птицеподобный планер «Летатлин» Владимира Татлина соседствует с целым гардеробом крыльев. От приделанных к велосипеду-«Веловертолету» Густава Месмера до повешенных на спинку стула в инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых «Как стать лучше». Супруги Кабаковы предлагают духовный способ превратиться в ангела, а бельгиец Панамаренко советует парить над землей с помощью пропеллеров и моторов. Его кусок экспозиции напоминал бы музей авиации, кабы не черные маленькие птицы-сирены Кики Смит, с презрением смотрящие на безумные приспособления из стеклянной витрины. Винтокрылы Панамаренко вполне могли быть склепаны в сумасшедшем доме, им не хватает разве что тщательности выделки и полной беспощадности к автору, которая видна в произведениях пациентов клиник. Вроде «Замка Бремгартена» 1915 года Адольфа Вёльфли или книг по аэронавтике 1920-х годов Чарльза Делшау, наполненных безумными идеями самолетов, движущихся «антигравитационным газом».

Великолепная иллюстрация безумия — «56 вертолетов» швейцарца Романа Сингера: комната, наполненная двигающимися, точно навозные мухи, черными игрушечными вертолетами. Где полеты, там и падения. Вариантом мифа об Икаре выглядит «Ведьма» Пьера Жозефа: тело разбившейся юной ведьмочки, перепутавшей, должно быть, педали на метле. Есть на выставке и художники, которые взлетают в воздух силой алхимии или умственных усилий, «внутренние летчики» и «мысленные космонавты». Идея, что «художник — это диагноз», проведена четко.

Бывают счастливые темы для экспозиции, которые достаточно сформулировать — и за одним произведением тут же потянутся сотни. «Улет» объединяет 200 фильмов, инсталляций, скульптур, рисунков, полотен, автоматов, книг — и делает это очень непринужденно. Чтобы все это собрать в одном пространстве, нужны были и авторитет кураторов, и огромная личная коллекция создателя «Красного дома». Но эта выставка еще и свидетельствует: полет — по-прежнему магическая тема, хотя в небо теперь легко попасть по авиабилету. «Улет» продлится до конца октября. Потом «Красный дом» закрывается навсегда, Антуан де Гальбер напомнил об этом перед началом выставки. Как говорится, полет окончен, спасибо, что были в нашей компании.

Автор
Алексей Тарханов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе