Как великий Анри Матисс, оказавшись в инвалидном кресле, рисовал ножницами

Анри Матисса считают чуть ли не самым значимым французским художником XX века.

А все благодаря тому, что этот поистине сильный человек не упал духом после тяжелого случая со здоровьем. Казалось, когда Матисс оказался в инвалидном кресле, о живописи можно было забыть (он даже не мог держать кисть). Но только не Матисс. Художник придумал новое инновационное направление в живописи - рисование ножницами. Что это за техника?



Биография

Анри Матисс - художник, которого зачастую считают самым важным французским художником XX века. Он был лидером фовистского движения 1900-годах. В своих работах мастер стремился к выразительности цвета.

Анри Матисс родился 31 декабря 1869 года в Ле-Като-Камбрези. Матисс, чьи родители занимались зерновым бизнесом, мало интересовался искусством, пока ему не исполнилось 20 лет. Талант проявился благодаря матери: она купила краски и альбом сыну, чтобы тому было не скучно лежать в постели, восстанавливаясь после аппендицита.

И он начал рисовать. Сначала копировал цветные репродукции, а вскоре своими рисунками Матисс разукрасил дом своих бабушек и дедушек. Окончательно поправившись, Матисс уехал в Париж и поступил сначала в Академию Жюлиана, а затем и в Школу изящных искусств. В 1896 году Матисс выставил четыре картины в Национальном салоне изящных искусств и одержал победу.


"Читающая женщина"


Он был избран постоянным членом общества Салонов, а его «Читающая женщина» была приобретена правительством. С этого момента Матисс становился все более уверенным художником, известность которого росла в геометрической прогрессии. В 1905 году Матисс вместе со своими единомышленниками - Андре Дереном и Морисом де Вламинком представили свои работы на осеннем Салоне. И результат был... удивительным. Публика отвергла работы. Картины молодых людей были настолько насыщенны по композиции и цвету и они были настолько не уместны для восприятия того времени, что вызвали возмущение у критиков. Тогда из назвали «дикими». Именно после этого сформировалось новое движение фовистов (букв. дикие звери).




«Грусть короля»

В стиле «фовизма» создана известная картина Матисса «Грусть короля» 1952 года. Это впечатляющая композиция из кусков бумаги, раскрашенных гуашью, площадью 292 х 386 см. На фоне из пурпурных и темно-синих прямоугольников выделяются золотые вкрапления. Сюжет создан на основе картины Рембрандта «Давид играет на арфе Саулу», в которой молодой библейский герой играет, чтобы отвлечь короля от его меланхолии. А в своей картине Матисс использует тему старости, оглядки на прошлое и музыки, успокаивающей все заботы мастера.



Работы Рембрандта



Техника произведения

Одна из главных особенностей полотна - техника. По-русски ее правильнее будет называть аппликацией, а сам Матисс описывал ее как рисование с помощью ножниц. Потеряв из-за артрита и операции, перенесенной в 1941 году, возможность работать стандартно (стоя перед холстом и держа кисть), Матисс стал составлять картины из кусков бумаги, которые вырезал ножницами из прокрашенных гуашью листов и приклеивал к твердой поверхности. Подобную технику использовали в своем творчестве сюрреалисты, кубисты и дадаисты.

В распоряжении Матисса были только листы бумаги, которые его помощники прокрашивали красками. А художник ножницами вырезал куски бумаги и составлял композицию. Матисс неоднократно менял формы местами, пока не был достигнут идеальный для него результат. И только получив желаемое, он переносил с помощью клея композиции на бумагу, холст или фанеру. Впервые эту уникальную технику художник применил в книге «Джаз» (1947). Края фигур неровные, так как художник вырезал их произвольно, по воле чувств, не делая предварительных рисунков. Для Матисса всегда была важна спонтанность.



Символика

Картину можно рассматривать и как автопортрет Матисса. Матисс представляет собой центральную черную фигуру, похожую на силуэт. Мастер словно сидит в кресле в окружении удовольствий, которые обогатили его жизнь. Он объединил ряд повторяющихся тем из своей жизни. Желтые лепестки - символы богатства и любви, они кружатся по всей композиции (словно богатство среди грусти), а зеленая одалиска символизирует Восток, танцор отдает дань женскому телу и чувственности. А другие живописные элементы - это ссылки на события, которые определили его жизнь.Прямоугольники напоминают прошлые работы мастера («Мастерская художника» и «Интерьер с баклажанами»). Цветы, украшающие одежду гитариста и летающие по полотну листья словно возрождают ослепительные видения острова Таити. Матисс посетил его в 1930 году. Техника позволила Матиссу сказать все то, что художник сказал бы кистью и создать произведения, оказавшие влияние на других художников. В своем произведении Матисс использовал оттенки синего, зеленого, черного, оранжевого, желтого, розового и белого.

«Грусть короля» - последний автопортрет Матисса, созданный в 1952 году всего за два года до его смерти, является и одним из самых значимых произведений в его жизни. Этот автобиографический портрет вызывает болезненное прощание с любимыми аспектами своей жизни (женщинами, музыкой и танцами). Многие критики считают, что конец его творчества является самым инновационным.


Другие работы в этой технике


Да, у него начался тяжелый артрит и был выявлен рак, из-за которого организм ослаб настолько, что Матиссу приходилось передвигаться в инвалидном кресле. Однако, вместо того, чтобы просто принять все вызовы жизни и расстаться с художественным ремеслом, когда он уже не мог стоять и держать кисть, Матисс был полон решимости продолжать свою работу в качестве художника. Он больше не мог рисовать, поэтому вместо этого он рисовал картины ножницами, разрезая кусочки цветной бумаги и склеивая их с помощью своих помощников. Поэтому Анри Матисс - не только знаменитый художник, создавший множество значимых для мировой живописи работ, но и человек-герой, не опустивший свои руки перед жизненными трудностями. Это живой образец человеческой мощи и таланта для многих из нас. Живой, благодаря своим вечным и революционным произведениям искусства.

В настоящее время «Грусть короля» находится в Национальном художественном музее в Париже.

Автор
kulturologia
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе