К 70-летию Победы Пушкинский музей приготовил две экспозиции

Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина в преддверии празднования 70-летия Победы представляет две дополняющие друг друга выставки.
Экспозиция «Хранители. Война и мир в музее» рассказывает о Пушкинском в годы войны и первое послевоенное десятилетие
В частности, подробно освещена работа хранителей с экспонатами Дрезденской галереи, которые оказались в музее. Скромные масштабы второй выставки, которая состоит всего из одного экспоната, компенсируются его значимостью. Полотно Никола Пуссена «Царство Флоры» - это одна из тех 350 картин Дрезденского собрания, которая в мае 55-го года была представлена на выставке в Пушкинском.

Ирину Александровну Антонову, президента Пушкинского музея, можно назвать главной героиней обеих экспозиций, она свидетель и участник событий, о которых рассказывают новые выставки. Весной 45-го года Антонова пришла в Пушкинский, была среди тех, кто восстанавливал музей после войны, работала с коллекцией Дрезденской галереи, организовывала знаменитую выставку 55-го года, накануне отправки собрания обратно в Дрезден. Это послевоенное десятилетие – невероятно трудное для музея, но сотрудники, несмотря на сокращение штата на 70 процентов, голод и холод, называют это время и одним из самых ярких периодов в жизни, ведь им каждый день предстояла встреча с шедеврами Дрезденской галереи.



«Могу сказать, что это была эйфория. Вот утро, и сегодня я буду смотреть Боттичелли, я его никогда в жизни не видела, я училась в университете и знала, что это за художник, но не видела… Вот я могла смотреть Мишеля де Монтеня или Рембрандта. Вермеера, мы только-только начали про него слышать, потому что он то и был открыт во второй половине XX века, и мы его никогда не видели, и тут сразу две картины ранние», - вспоминает директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова.

Одна из 750 работ, которая на протяжении 10 лет гостила в Пушкинском музее, – «Царство Флоры» Никола Пуссена, спустя 60 лет, вновь вернулась в стены Пушкинского, правда, ненадолго – до конца июля. Полотно соседствует с другими работами Пуссена из собрания ГМИИ. «Царство Флоры» - один из шедевров французского художника, стоявшего у истоков классицизма. Аллегорическое полотно, в центре которого - богиня цветов и весны - относится к так называемому второму римскому периоду творчества Пуссена.

«Я выбрал эту картину для выставки неслучайно. Сюжет этого полотна связан с произведением «Метаморфозы» древнегреческого поэта Овидия. Все фигуры, которые окружают Флору, мертвы. Но они оживают, трансформируются и превращаются в цветы. Таким образом, мы видим, что для них открывается новое будущее. И именно поэтому мы выбрали это произведение, оно подчеркивает силу Возрождения», - объяснил генеральный директор Государственных художественных собраний Дрездена Хартвиг Фишер.

Экспонаты второй выставки - «Хранители. Война и мир в музее» рассредоточены по всему Пушкинскому. Задачей кураторов было создать своеобразный памятный знак, чтобы зрители, оказавшись в одном из залов, могли сопоставить, как было тогда, и что сейчас. Всего около полусотни снимков, которые не напечатаны на бумаге, а нанесены на стекло.

«Художник наш Юрий Аввакумов решил концепцию как воссоздание хрупкости стекла, потому что основная трагедия в жизни музея произошла в ночь на 14 октября 1945 года, когда в соседний дом упала фугасная бомба, и взрывной волной у нас разрушило все стеклянные перекрытия», - рассказала куратор выставки Наталья Александрова.

Также, в рамках проекта «Хранители . Война и мир в музее», представлены архивные записи, документы, хроника выставки шедевров из Дрезденской галереи 55 года и видео о бывших сотрудниках музея – своеобразное посвящение тем, кто после войны продолжил борьбу за сохранение искусства.
Автор
Телеканал "Культура"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе