К 140 лет со дня рождения М. В. Добужинского

Русский художник Добужинский Мстислав Валерианович родился в Новгороде 14 августа 1875 в семье офицера. Учился в Петербурге, в рисовальной школе Общества поощрения художеств (1884–1885), а также (1899–1901) в Мюнхене у А. Ажбе и в Надбанье (Венгрия) у Ш. Холлоши; в 1901 изучал гравюру под руководством В.В. Матэ.

Член «Мира искусства» с 1902 г. Много путешествовал по городам России и Западной Европы. Жил в Петербурге, в 1918–1919 в Витебске, в 1924–1926 и 1929–1938 в Каунасе, в 1926–1929 в Париже, в 1938–1939 в Лондоне, с 1939 преимущественно в Нью-Йорке.

Приверженец стиля модерн и символизма, обращался к историческим сюжетам и портрету – «Человек в очках» (портрет поэта и критика К.А.Сюннерберга (Эрберга), уголь, акварель, белила, 1905–1906, Третьяковская галерея). Был в первую очередь графиком, поэтом линии и ритма; работая в смешанной технике либо чистым рисунком тушью, Добужинский посвятил свое творчество, прежде всего, городскому пейзажу, теме города как такового, входящего со своим богатейшим историческим наследием в пору социальных катастроф. Типичные для его пейзажей 1900–1910-х годов глухие петербургские брандмауэры навевают чувство безысходности, которое доминирует в его карикатурах (1905) и ряде журнальных.



О. Браз. Портрет М. В. Добужинского.

Работая в книге (как детской, так и взрослой) с 1906, он создал в этой области немало шедевров; среди них – оформление «Белых ночей» Ф.М. Достоевского (1923) и «Трех толстяков» Ю.К. Олеши (1925).

Добужинский был и выдающимся сценографом. С 1907 он сотрудничал с Московским художественным театром, антрепризой Сергея Дягилева, ленинградским Большим драматическим театром, каунасским Литовским государственным театром, «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк) и многими другими театрами; работал также как художник кино. Его декорации и костюмы явились промежуточным звеном между модерном и авангардом. Большой след в искусстве (в особенности русском и литовском) он оставил и как замечательный педагог. Оставил книгу мемуаров (опубликована в Нью-Йорке в 1976, в Москве в 1987).

Умер Мстислав Добужинский в Нью-Йорке 20 ноября 1957 года.

Выставка "Книжная графика М. В. Добужинского"

К 140-летию со дня рождения Мстислава Валериановича Добужинского (1875-1957) отдел периодических изданий ГПИБ (Государственная публичная историческая библиотека) России представляет выставку, посвященную творчеству художника в области книжной графики.

В экспозицию вошли работы отечественных искусствоведов Н. Врангеля, Л. Розенталя, Г. Чугунова, А. Гусаровой, изучавших графическое наследие Добужинского-иллюстратора, а также книжные издания из фондов ГПИБ, оформленные мастером. Среди экспонатов редкие оригинальные издания начала XX века и репринтные воспроизведения более поздних лет. В оформлении экспозиции использованы увеличенные фотокопии известных и малоизвестных иллюстраций, выполненных художником.

Мстислав Валерианович Добужинский (1875-1957) — один из выдающихся мастеров русской иллюстративной графики, творчество которого заслуживает самого серьезного внимания и изучения.
Добужинский  много и успешно работает в области прикладной (оформительской) графики: создает обложки для книг Ф.Сологуба, А. Ремизова, М.Ходыревой, журналов («Аполлон», «Музыка»), титульные листы, виньетки, концовки, заставки, выполняет цикл иллюстраций к поэме В.Мазуркевича «Последний посев» (1902 г.), «Станционному смотрителю» (1905 г.) А.С. Пушкина, басням И.А. Крылова (1908-1909 гг.), «Ночному Принцу» С.Ауслендера (1909 г.), «Нолли и Пшик» (1911 г.) Саши Черного, «Казначейше» (1913 г.) М.Ю. Лермонтова.      

После 1917 года художник обращается к иллюстрированию детских книг и классиков. На начало 1920-х годов приходится самый плодотворный период его творчества. Начиная с 1919 года книги с иллюстрациями Добужинского выходят одна за другой: «Новый Плутарх» (1919 г.) М.Кузмина, «Барышня-крестьянка» (1919 г.) и «Скупой рыцарь» (1922 г.) А.С. Пушкина, «Бедная Лиза» (1921 г.) Н.М. Карамзина, «Тупейный художник» (1922 г.) Н.Лескова, «Петербург Достоевского» (1923 г.) Н.П.Анциферова, «Огни св. Доминика» (1923 г.) Е.Замятина.
 

В этот период художник создает такие шедевры книжной графики, как иллюстрации к сказкам Г.Х.Андерсена «Свинопас» (1922 г.) и К.Чуковского «Бармалей» (книга вышла в 1925 году), повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» (1923 г.). Рисунки к «Белым ночам» - это подлинная классика русской иллюстрации.  Над оформлением повести художник работал в 1922 году, когда, по свидетельству его биографа Э. Голлербаха, увлекался особым приемом «граттографией»,суть которого состоит в том, что рисунок делается на грунтованном картоне и все тонкие белые штрихи выцарапывают иглой, достигая этим такой четкости, которая недоступна ни перу, ни кисти. Этим способом выполнены все 8 иллюстраций к повести, кроме того мастером сделаны обложка, титульный лист, 5 заставок и 4 концовки.  

В конце 1924 года Добужинский покидает родину. В эмиграции он продолжает работать как художник книги, но заказов имеет мало. За первые 10 лет им выполнены четыре иллюстративные серии и шесть обложек. Среди заказчиков были и советские издательства. Уже находясь в Париже, Добужинский исполнил 25 иллюстраций и обложку к «Трем толстякам» Ю. Олеши. Книга вышла в 1928 году и на Всероссийском конкурсе 1929 года художнику был присужден диплом.

Самой крупной графической работой Добужинского на протяжении всего зарубежного периода творчества являются рисунки к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин», над которыми он работал несколько лет с 1931 по 1936 год. Книга вышла сначала в лондонском издательстве, затем с некоторыми изменениями - в парижском. В СССР были изданы оба оформительских варианта «Евгения Онегина» в 1947-ом (представлено в экспозиции) и 1949-ом годах. Иллюстрации к этому роману — творческая победа художника. Взяв за основу пушкинский рисунок, Добужинский сумел внести в свои иллюстрации внутренний ритм, легкость и непринужденность штриха. Несмотря на то, что рисунки выполнены в различных графических манерах (силуэт, острая перовая линия, граттография), все они внутренне связаны с пушкинской художественной стилистикой быстрого пера (росчерка).  

После переезда Добужинского в Америку в 1939 году, им было создано всего две книги с иллюстрациями: «Левша» (1943 г.) Н. Лескова и «Слово о полку Игореве» (1946 г.) в поэтическом переводе Г. Голохвастова. Обе иллюстративные серии — настоящие шедевры книжной графики.

Мастерство Добужинского-иллюстратора поражает. Сегодня оформленные им книги — библиографическая редкость, несмотря на то, что многие неоднократно переиздавались. Часть из них хранится в фондах нашей библиотеки, некоторые издания - в фонде отдела редких книг. Не все они хорошо сохранились, где-то отсутствуют оригинальные обложки, но те издания, что донесли до нас свой первоначальный облик, мы рады представить вашему вниманию.

Даты проведения
5 - 27 августа 2015 г.

Место проведения
Читальный зал отдела периодики




Линогравюра. Добужинский М. Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова "Тамбовская казначейша". Выигрыш. 1913 г. Москва. Бумага, линогравюра. 10,8х15,5 (лист); 7,0х10,0 (изобр.).



Линогравюра. Добужинский М. Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова "Тамбовская казначейша". У окна. 1913 г. Москва. Бумага, линогравюра. 19,0х13,3 (лист); 12,6х7,3 (изобр.).



Литография. Добужинский М. Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова "Тамбовская казначейша". Час настал. 1913 г. Москва. Бумага, литография раскрашенная. 25,5х20,5 (л.); 18,5х14,0 (из.).
Иллюстрации к поэме М. Ю. Лермонтова "Тамбовская казначейша"  - www.tarhany.ru
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе