Искусство, приближенное к боевому

"Нескончаемый бой" в Baibakov Art Projects

Арт-центр под руководством Марии Байбаковой раньше располагался на "Красном Октябре" и запомнился зрителям выставкой бельгийского живописца Люка Тойманса в рамках 3-й Московской биеннале. Новая площадка галеристки на Дербеневской набережной открылась французско-русским проектом. Рассказывает ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ. 

Здание в промзоне на Дербеневской набережной было когда-то бункером, потом Домом культуры, после перестройки — сборищем офисов. Издалека оно напоминает крематорий. Подходящая ассоциация для выставки, наполовину посвященной насилию и смерти, наполовину — судьбе архитектуры так называемого интернационального стиля 1960-1970 годов. "Нескончаемый бой" стал результатом сотрудничества между Марией Байбаковой, постоянным куратором Baibakov Art Projects Катей Саттон и французом Жан-Максом Коларом. Название взято из культовой книги французского философа Мишеля Фуко "Надзирать и наказывать". По мнению Фуко, даже в странах победившего комфорта постоянно происходят стычки, схватки, ведется борьба за власть. Работы десятка художников, в основном французов, призваны проиллюстрировать этот тезис. 
Все сделано, как всегда, очень качественно и заумно. Байбакова, выпускница престижнейшего Искусствоведческого института Курто в Лондоне, хочет, чтобы ее воспринимали всерьез, а не как очередную блондинку, брюнетку, шатенку (нужное подчеркнуть) с лишними деньгами от родственников (ее отец, Олег Байбаков, президент компании "ОНЭКСИМ девелопмент"). Каталог "Нескончаемого боя" содержит эссе крупнейших французских философов от Алена Бадью до Матье Пот-Боневиля, а единственной скидкой на консервативный отечественный вкус можно считать сладковатую живопись Иды Турсик и Вильфреда Милля, лауреатов французской премии "Рикар" за прошлый год. Турсик и Милль специально для русского зрителя воспроизвели кадр с горящей машиной из "Жертвоприношения" Андрея Тарковского, переведя тему насилия в формат милого пейзажа. Их соотечественники, леваки из группы "Клер Фонтен", выставлявшейся год назад в галерее "Риджина", привезли на выставку резинового мальчика для битья, взятого из популярной сети клубов по обучению самообороне без оружия. В особые отношения с манекеном монголоидного типа может вступить каждый зритель, хотя его рост рассчитан на самых маленьких борцов. На восточный тип физического насилия общества над человеком намекает работа Латифы Эшак "Побивание камнями". Россыпь камней вокруг пустого угла представляет собой воссоздание популярного на Востоке ритуала. 

Архитектурная линия "Нескончаемого боя" не смешивается с агрессивной и, надо признать, выглядит не так банально. Видео очень модного художника Сиприена Гайяра "Города из золота и света" состоит из шести фрагментов, снятых в мексиканском городе Канкун и американском Далласе. Канкун известен, во-первых, руинами цивилизации майя, во-вторых, огромным туристическим притоком. Гайяр пытается рассказать историю, опуская конкретику. Внимание художника привлекают и американские туристы, залпом опрокидывающие бутылки текилы, и дельфины в бассейне канкунского отеля, и уничтожение офисного здания в Далласе, рифмующееся с руинами майя. Получается медитативное зрелище, похожее на "Забриски-пойнт" Микеланджело Антониони, только без песен хипповского протеста. Другой любитель архитектуры, Вильфред Альмендра, показал абстрактные скульптуры из дерева, асфальта и железа. Их очертания основаны на разработках ведущих архитекторов 1940-1960 годов в рамках программы "Конкретный случай": по заказу американского журнала Art & Architecture зодчие пытались представить себе дом будущего после Второй мировой. Объекты Альмендры смотрелись бы неплохо и без сложной предыстории, благо источников его вдохновения никто, кроме специалистов, не видел. 

Главными экспонатами "Нескончаемого боя" стали работы швейцарца Томаса Хиршхорна. Этот чрезвычайно популярный в мире художник делает современные вариации на темы политических коллажей эпохи Первой мировой войны и "дада". На коллажах Хиршхорна гроздья женских грудей из интернет-порнографии смешаны с фото погибших в ближневосточных конфликтах террористов. А в центре главного зала художник установил два манекена в платьях, обклеенных фотографиями из газет. На снимках — самые разнообразные акции протеста, от борцов за права человека до антиамериканских демонстраций Востока. Лобовое столкновение мира моды и гражданского неповиновения в российском контексте выглядит то ли намеренно грубой агиткой, то ли "оранжевой революцией" в стакане свежевыжатого сока. Хиршхорн, впрочем, справляется со своей задачей — пощекотать нервы аудитории современного искусства от Нью-Йорка до Москвы. Хотя, возможно, его искусство действует сильнее, чем кажется на первый взгляд, и какая-нибудь светская красавица Москвы, насмотревшись на гордые спины манекенов, переведет пару сотен тысяч на счета повстанцев в Латинскую Америку или какую-либо другую часть света.

ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ

Коммерсантъ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе