Архитектурная линия "Нескончаемого боя" не смешивается с агрессивной и, надо признать, выглядит не так банально. Видео очень модного художника Сиприена Гайяра "Города из золота и света" состоит из шести фрагментов, снятых в мексиканском городе Канкун и американском Далласе. Канкун известен, во-первых, руинами цивилизации майя, во-вторых, огромным туристическим притоком. Гайяр пытается рассказать историю, опуская конкретику. Внимание художника привлекают и американские туристы, залпом опрокидывающие бутылки текилы, и дельфины в бассейне канкунского отеля, и уничтожение офисного здания в Далласе, рифмующееся с руинами майя. Получается медитативное зрелище, похожее на "Забриски-пойнт" Микеланджело Антониони, только без песен хипповского протеста. Другой любитель архитектуры, Вильфред Альмендра, показал абстрактные скульптуры из дерева, асфальта и железа. Их очертания основаны на разработках ведущих архитекторов 1940-1960 годов в рамках программы "Конкретный случай": по заказу американского журнала Art & Architecture зодчие пытались представить себе дом будущего после Второй мировой. Объекты Альмендры смотрелись бы неплохо и без сложной предыстории, благо источников его вдохновения никто, кроме специалистов, не видел.
Главными экспонатами "Нескончаемого боя" стали работы швейцарца Томаса Хиршхорна. Этот чрезвычайно популярный в мире художник делает современные вариации на темы политических коллажей эпохи Первой мировой войны и "дада". На коллажах Хиршхорна гроздья женских грудей из интернет-порнографии смешаны с фото погибших в ближневосточных конфликтах террористов. А в центре главного зала художник установил два манекена в платьях, обклеенных фотографиями из газет. На снимках — самые разнообразные акции протеста, от борцов за права человека до антиамериканских демонстраций Востока. Лобовое столкновение мира моды и гражданского неповиновения в российском контексте выглядит то ли намеренно грубой агиткой, то ли "оранжевой революцией" в стакане свежевыжатого сока. Хиршхорн, впрочем, справляется со своей задачей — пощекотать нервы аудитории современного искусства от Нью-Йорка до Москвы. Хотя, возможно, его искусство действует сильнее, чем кажется на первый взгляд, и какая-нибудь светская красавица Москвы, насмотревшись на гордые спины манекенов, переведет пару сотен тысяч на счета повстанцев в Латинскую Америку или какую-либо другую часть света.
ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ
Коммерсантъ