Искусство понравиться

Привезенные в Москву китайские художники чужды политики и крайне коммерциализированы.

Фото: Василий Шапошников / Коммерсантъ

В Московском музее современного искусства открылась выставка молодых художников из Китая.

Рубрику ведет Мария Мазалова и Мария Семендяева

В Китае, по оценкам экспертов, производится 70% от общего числа копий произведений искусства — от "Моны Лизы" до Энди Уорхола. Миллионы китайцев пишут маслом на холсте тщательно вылизанные реплики знаменитых работ. Кроме того, на одном из сотен сайтов вы можете заказать какую-нибудь копию не из каталога. Словосочетание "культурная индустрия", которое только-только выучили российские чиновники, чтобы выглядеть привлекательнее в глазах креативного класса, применительно к Китаю следует понимать буквально.

Способность моментально откликнуться на любые нужды клиента является одним из главных признаков современного искусства Китая. На выставке "Новые направления: молодое искусство Китая" в ММСИ очевидно, что ни одна национальная художественная сцена в мире так старательно не работает над тем, чтобы нравиться. Еще бы — конкуренция невероятная, сбавишь темп и окажешься в цеху, где копируют Репина! Справедливости ради надо отметить, что в Китае грандиозный внутренний рынок, который отечественные галеристы часто ставят в пример российскому обществу. Имена местных коллекционеров не на слуху, но их много, и художнику, хоть чем-то выдающемуся, комфортнее, чем у нас.

Китайские работы не просто качественные — художники как будто подмешивают в палитру аналоги ароматизаторов и пищевых красителей: в самых сложных для понимания вещах вас все равно зацепит приятный оттенок кофе с молоком или всплывет воспоминание о первом стаканчике американского мороженого. Навязчивую привлекательность работ можно было бы объяснить тем, что выставка открывается при поддержке китайского правительства. На самом деле даже опальный Ай Вэйвэй делал и делает вещи вызывающе попсовые. Его главная работа — миллиарды семечек подсолнуха, созданные сотнями умельцев из фарфора,— дарит счастливому обладателю незабываемые тактильные ощущения. Ай Вэйвэю как диссиденту позволено быть по западным меркам неполиткорректным. Чего стоит хотя бы его фотография с пятеркой девушек топлес — любого другого художника растерзали бы за сексизм. Так же в Америке никто не гнобит рэперов за то, что они унижают женщин и воспевают наркотики,— наоборот, на них возложена особая миссия: демонстрация общества потребления в его самом циничном и примитивном виде.

Впрочем, следы государственного отбора на выставке все-таки просматриваются. Хотя бы в том, что никакой политики и китайского соц-арта здесь не видно. Возможно, новое поколение не озабочено такими вопросами, хотя вряд ли: как и в России, в Китае идеология и политическое своеобразие остаются важнейшими приемами, позволяющими создавать экспортное искусство. На "Новых направлениях" все тихо и мирно. Первая же работа — принт Гу Бэньчи "Цветок сливы N7" — задает тон. Белая слива тут растет на ветках, как будто собранных из металлических деталей. Киберпанк на основе традиционной живописи возник, конечно, не в Китае, но смотрится вторичная работа идеально: автоматически начинаешь примеривать ее для какого-нибудь интерьера. На "Новое поколение" стоило бы водить выпускников наших художественных вузов, чтобы показать обычно скрытые от них возможности делать искусство сегодняшнего дня, но с коммерческим лоском. А тем, кто ставит китайский рынок в пример, хочется заметить: русская ориентация на вечность игнорирует вещность. Будут такого качества вещи на рынке — будет и рынок.

Валентин Дьяконов

Kоммерсантъ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе