Филипп Халсман. «Прыжок». Москва

«Прыжок» (Jump) — так называется выставка одного из главных американских фотографов второй половины ХХ века Филиппа Халсмана (1906–1979), которую впервые в России представил Еврейский музей и центре толерантности в рамках X Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии».

Его проницательные портреты политиков, художников, интеллектуалов украсили более сотни обложек журнала LIFE, а также Look, Esquire, The Saturday Evening Post, Paris Match.

В экспозиции пятьдесят фотокадров Халсмана, в том числе его самый известный, созданный совместно с Сальвадором Дали – Dali Atomicus.

Филипп Халсман родился 2 мая 1906 года в Риге, в еврейской семье. Его мать, Ита Гринтух, была учительницей, а отец, Мордух Халсман, — стоматологом.

Пятнадцатилетний Филипп, ещё школьник, нашёл в подвале дома отцовскую фотокамеру и начал снимать сестру, а потом — друзей и родственников. Однако тогда он и подумать не мог, что фотография станет делом всей его жизни.

Позже Халсман уехал в Дрезден, где учился в Техническом институте на инженера-электрика, затем вернулся в Ригу, но вскоре решил продолжить образование и отправился в Берлин, а потом в Париж, в Сорбонну. Именно в Париже он сделал свои первые шаги в области профессиональной фотографии.

«В то время, — позже вспоминал Халсман, — этот бурлящий город был несомненной столицей искусства. И он произвёл на меня такое впечатление, что я решил продолжить учёбу здесь».

Однако вскоре Халсман бросает университет, принимая решение стать профессиональным фотографом. Он начинает сотрудничать с известными парижскими журналами, такими как Vogue, Vu и Voilà. Через два года, в 1932-м, открывает собственное фотоателье в легендарном районе художников — на Монпарнасе.

В объективе спроектированного им двухобъективного зеркального фотоаппарата появляются Андре Жид, Поль Валери, Андре Мальро, Жана Пенлеве, Марк Шагал, Жан Жироду и Ле Корбюзье.

К 1940 году Филипп Халсман стал одним из самых известных фотопортретистов во Франции. Однако после оккупации Гитлером Парижа Халсман с семьёй переезжает на юг, в Марсель, затем — в США. Сначала в Америку отправились его жена и две дочери, а вслед за ними и он сам — в получении американской визы ему помог Альберт Эйнштейн (его фотопортрет Халсман сделает через семь лет). Всё, что берёт с собой Халсман в Америку, — фотокамеру.


Дальнейшая судьба фотографа связана с Нью-Йорком. Здесь в 1941 году он знакомится с Сальвадором Дали. С ним Халсман будет поддерживать творческие и дружеские отношения на протяжении последующих десятилетий. Одним из известных результатов их совместной работы станет фотография Dalí Atomicus: летящие в воздухе кошки, мольберт, вcплеск воды и сам Дали — все герои фотографии как бы раскрывают идею невесомости, переданную в характерном сюрреалистическом ключе. Для того чтобы сделать эту фотографию в эпоху, когда ещё не было цифровых технологий, потребовалось пять часов работы и двадцать шесть попыток.

После переезда в Америку Халсман довольно быстро находит работу — он снимает рекламные кампании модного дома Elizabeth Arden. А уже в следующем, 1942 году начинается его долгое и тесное сотрудничество с тогда ещё молодым журналом LIFЕ.

На протяжении последующих тридцати лет Халсман делает репортажи и обложки для журнала, освещающего важнейшие события из жизни этой страны. Без его ярких,драматичных и масштабных фотографий нельзя представить ни одно американское издание середины ХХ века. В 1945 году он, хотя тогда ещё не получил американского гражданства, стал президентом Американского общества журнальных фотографов, а в 1951-м был приглашён в штат известнейшего фотоагентства Magnum Photos, основанного Анри Картье-Брессоном в 1947-м и существующего по сей день.

Не только репортажи, но и проницательные портреты знаменитостей, политиков, интеллектуалов украсили обложки журнала LIFE, а также других периодических изданий: Look, Esquire, The Saturday Evening Post, Pаris Match.

В 1958 году американский журнал Рорular Photography назвал Филиппа Халсмана одним из «десяти величайших фотографов мира», наряду с такими легендами фотоискусства, как Ирвин Пенн, Ричард Аведон, Энсел Адамс, Анри Картье-Брессон, Альфред Эйзенштадт.

…С начала 1950-х годов Халсман создаёт первые фотографии из серии, которую потом назовут просто и ёмко — Jump («Прыжок»): все модели представлены на них, казалось бы, в неудобный, неподходящий и нефотогеничный момент — момент прыжка. По окончании каждой съемки он просил героев подпрыгнуть в кадре. Свою нетривиальную просьбу он объяснял так: «Когда человек прыгает, его внимание направлено прежде всего на сам прыжок. В прыжке, во внезапном взрыве энергии, портретируемый преодолевает гравитацию и не может одновременно контролировать своё выражение лица, мускулатуру лица и конечностей. Маска спадает — и проявляется истинное лицо. Остаётся только щёлкнуть затвором».

Среди «подпрыгнувших» люди чрезвычайно разные, но, несомненно, ключевые для истории ХХ века: герцог и герцогиня Винздорские, Мэрилин Монро, Грейс Келли, Марк Шагал, французский комик Фернандель, Ричард Никсон (в то время ещё вице-президент), Альфред Хичкок, Одри Хепбёрн, Софи Лорен, Роберт Оппенгеймер и многие другие.

Спустя годы именно серия «Прыжок» станет одной из наиболее ассоциируемых с именем этого фотографа. В 1959 году издана его одноимённая книга «Прыжок», которая стала классикой фотоискусства.

Филипп Халсман умер в Нью-Йорке 25 июня 1979 года.


Он создал более 100 обложек журнала LIFE (больше, чем любой другой фотограф), запечатлел легендарное недельное интервью Альфреда Хичкока и Франсуа Трюффо (Лос-Анджелес, 1962), два раза съездил к Владимиру Набокову в Монтрё (Швейцария), подготовил курс «Психологический портрет» для Новой школы (университет в Нью-Йорке) и открыл собственную ретроспективу в фотогалерее Смитсоновского института в Вашингтоне (1963).

«Меня всегда больше всего интересовали люди. На протяжении жизни человек постоянно меняется: меняются его черты, мысли и настроения, его экспрессия. И здесь возникает ключевой для портретного искусства вопрос: если облик человека складывается из бесконечного множества разных образов, то какой из этих образов нужно выбрать для портретов? Для меня ответ всегда был один: тот образ, в котором наиболее полно выражены внешние и внутренние качества людьми. Такое изображение и называется портретом».

Фотовыставка Филиппа Халсмана в Еврейском музее и центре толерантности в Москве работает до 21 мая.

1. Французский актёр Фернандель, Нью-Йорк, 1948


Родился в Марселе в самом начале века. Актёрский дебют состоялся на сцене старого театра «Шав», рядом с домом. На конкурсе шансонье-любителей, организованном парижской газетой La Cоmédie, оказался вторым из 100. Первый профессиональный контракт подписал с кабаре «Эльдорадо» в Ницце; с этого момента началась его карьера артиста. Позже подписал контракт с театром «Парамаунт» на многомесячное турне по всей стране и даже за её пределами, а затем, по предложении. Парижского театра «Бобино», переехал в столицу.

В 1930-м дебютировал в кино. В общей сложности сыграл более чем в 150 картинах. Многие из которых — незатейливые короткометражки, однако некоторые получили международное признание (например, фильм «Бальная записная книжка» был удостоен приза Венецианского кинофестиваля в 1937 году).  С 1942-го выступает в роли режиссёра; поставил три фильма: «Простак» (1942), «Адриен» (1943) и «Адемар и игрушка судьбы» (1951).

2. Французская актриса Колет Маршан, 1949


Известна за роль в фильме «Мулен Руж» (1952), за которую была номинирована на «Оскар» и получила премию «Золотой глобус». Подобно своей героине, была солисткой в балетах Ролана Пети Les Ballets de Paris, The Boiled Egg, Two on the Aisle на Бродвее. В 1953 году танцевала в постановке Орсона Уэллса The Lady in the Ice.

3. Джазмен Бенни Гудман, год съёмки неизвестен


«Король свинга» научился играть на кларнете в десять лет, а в двенадцать уже выступал с концертами. Перебравшись в 1929 году в Нью-Йорк, начинает сольную карьеру: записывается на радио, играет в оркестрах бродвейских мюзиклов, создаёт собственные композиции, которые исполняет с ансамблями. В 1934-м создаёт свой джазовый оркестр. После череды неудач в рамках турне по стране последний концерт в Лос-Анджелесе 21 августа 1935 года неожиданно оборачивается фурором – слушатели в восторге от свинга. В одночасье Гудман становится звездой, а дата концерта  — датой начала «эры свинга».

В 1938-м даёт концерты в Карнеги-холле в Нью-Йорке — первые джазовые выступления в этом культовом зале. Сдвоенный альбом «Джаз-концерт в Карнеги-холле» стал самой продаваемой джазовой пластинкой тех лет.

4. Комедийный актёр немого кино Гарольд Ллойд, 1953


Одна из легенд немого кино. Кадр из фильма «Безопасность прениже всего!» (1923), где он висит на стрелке часов высоко над улицей (все трюки делал сам), относится к числу самых знаменитых в истории кинематографа.

Родился в бедной семье. В 1912 году уехал в Сан-Диего, где подписал контракт с киностудией Томаса Эдисона, и вскоре стал звездой короткометражных комедий. После окончания Первой мировой войны началась новая страница в его карьере: вместе со своим другом — актёром, режиссёром и балагуром Хэлом Роучем — придумал образ «очкарика Гарольда» и сыграл в нём в 200 короткометражках и ряде полнометражных фильмов. Разработал систему работы с «большой аудиторией», встав тем самым у истоков «кинематографа потребления».

5. Американская певица и актриса Эрта Китт, 1954


Женщина-кошка в телевизионном сериале «Бэтмен» (1967). Прославилась своим характерным «мурлыкающим» характером. Режиссёр Орсон Уэллс назвал её «самой волнительной женщиной в мире».

В шоу-бизнесе оказалась в 1942 году, когда поступила в труппу Кэтрин Данэм, где проработала до 1948-го. Но подлинное признание пришло в 1950-м — Орсон Уэллс пригласил её на роль Елены Троянской в своей постановке «Доктор Фауст» на Бродвее. Ещё через два года приняла участие в бродвейском спектакле New Faces, где исполнила свои самые знаменитые песни. Последующие двадцать лет активно снималась в кино и на телевидении.

В 1968 году на приёме у президента США публично высказалась против войны во Вьетнаме, после чего была вынуждена выехать в Европу. В Нью-Йорк вернулась с бродвейским представлением Timbuktu! только в 1978 году.

6. Американский пианист Либераче, 1954


Считается самым высокооплачиваемым артистом 1950–1960-х годов. На его судьбу повлиял знаменитый польский пианист Игнаций Ян Падеревский, который порекомендовал ему поступить в Консерваторию Висконсина.

Визитной карточкой его выступлений был канделябр, стоявший на крышке фортепиано, — так в классический образ пианиста он внёс элемент экстравагантности.

В 1950-м дебютировал в кино — в фильме «Грешник южного моря» сыграл практически самого себя — пианиста, выступающего в дешёвом баре. Двумя годами позже было основано его собственное телевизионное шоу Liberace, в котором шоумен-музыкант исполнял то, что он сам назвал «быстрыми версиями» классики. Так, «Вальс-минутку» Шопена он сыграл за полминуты, а Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского — за четыре минуты. Его концерты собирали аншлаги.

7. Французский актёр и режиссёр Жак Тати, 1954


«Французский Чарли Чаплин». Настоящее имя — Яков Татищев. Родился в провинциальном городке Ле Пек. Мать итальянского и голландского происхождения, отец — потомок русского генерала.

С детства любил гримасничать и кривляться. И все близкие и друзья знали, что он станет актёром. Выступал в кабаре, в 1934 году дебютировал в кино, а в 1936-м, после короткометражки Рене Клемана «Тренируй левую», пришёл первый успех. Спустя три года ушёл на фронт (из-за почти двухметрового роста ему не могли подобрать форму), а после войны продолжил актёрскую карьеру: сыграл в фильмах Клода ОтанЛара «Сильвия и привидение» (1946) и «Дьявол во плоти» (1947). В том же 1947-м снял свою первую короткометражку, «Школа почтальонов», за которую получил приз на Венецианском кинофестивале. В 1949-м создал свой первый полнометражный фильм — комедию «Праздничный день». В 1950–1960-х снимает серию картин, в которых играет в образе господина Юло; одна из них, «Мой дядюшка» (1958), получила «Оскар» как лучший иноязычный фильм.

8. Американская актриса Ким Новак, 1955


Полное имя — Мэрилин Полин Новак. Родилась в Иллинойсе, в семье эмигрантов из Чехии. Уже старшеклассницей выиграла стипендию Чикагского института искусств, а затем — стипендию школы моделей. Дебют в кино — небольшая роль в мюзикле «Французский рейс» (1954), после чего она подписала контракт с Соlumbia Pictires. Студия потребовала от актрисы перекраситься в блондинку, сменить имя Мэрилин на Ким и даже поменять «неудобную» чешскую фамилию (от третьего условия она отказалась). В 1950-х годах началась её активная кинематографическая карьера. Однако самая известная роль — в триллере Альфреда Хичкока «Головокружение» (1958) — досталась ей случайно: главную героиню должна была играть Вера Майлз, которая из-за беременности отказалась от  съёмок. И тогда студия предложила режиссёру взять Новак; впрочем, впоследствии он говорил, что её игра его разочаровала. Сыграв в 1960-х годах ряд заметных ролей — в фильмах «Бремя страстей человеческих» (1963), «Любовные похождения Молл Флэндерс» (1965), «Легенда о Лайле Клер» (1968), в 1970-х практически перестала сниматься.

9. Тамара Туманова, русская балерина, 1956


Прима-балерина, хореограф и актриса. Родилась в Тюмени. Её мать — уроженка Тифлиса Евгения Туманова, дочь князя Дмитрия Туманова, а отец — участник Русско-японской войны Владимир Хасидович. После революции семья бежала во Владивосток. Оттуда в Шанхай, а затем в Каир; в 1925 году они оказались в Париже, одном из главных центров русской эмиграции. В Париже после выступления легендарной Анны Павловой Тамара решила стать балериной. Несмотря на бедность, родители нашли деньги на обучение. В одном из парижских ресторанов танец девятилетней девочки увидел Сергей Дягилев. Через некоторое время Анна Павлова взяла её в свою группу.

В 1932 году Джордж Баланчин пригласил Туманову в труппу «Русский балет Монте-Карло» в качестве «беби-балерины». В 1938-м впервые выступила на Бродвее — в спектакле «Звёзды в твоих глазах». «Чёрная жемчужина» русского балета (так её называли) выступала в составе европейских и американских балетных трупп, а также с собственной труппой.  

10. Американская актриса Мэрилин Монро, прыгающая с Филиппом Халсманом, 1959


Впервые Норма Джин Бейкер (таково настоящее имя актрисы) плояивлась на экране в двадцать один год, сыграв эпизодическую роль в фильме «Опасные годы» (1947); затем снялась в картинах «Скудда-у! Скудда-эй!», «Дамы из кордебалета», «Джентельмены предпочитают блондинок», «В джазе только девушки», «Шаровая молния». Но настоящий успех пришёл после фильма «Асфальтовые джунгли» (1950). А уже следующая лента с её участием, «Всё о Еве» (1950), стала классикой голливудского кино.

Чем успешнее и популярнее становилась актриса, тем больше внимания уделяла ей пресса, постоянно публиковавшая сплетни пикантного характера и скандальные фотографии из её личной жизни. Столь же широко и бурно в американской печати обсуждались и причины неожиданной смерти: она была найдена в собственном доме в Лос-Анджелесе — с телефонной трубкой в руке, а около кровати валялся пустой пузырёк от снотворного.

11. Эдвард Виллелла, 1961


Танцор и хореограф. Родился в нью-йоркском районе Бейсайд; в возрасте десяти лет поступил в Школу американского балета. Однако спустя несколько лет бросил её, увлекшись естественными науками, и поступил в Морской колледж Университета штата Нью-Йорк, где получил степень бакалавра по морской транспортировке грузов. Также занимался спортом — бейсболом и боксом. В девятнадцать лет  вернулся в Школу балета, а через два года Джордж Баланчин пригласил его в труппу New York City Ballet. В 1960-х годах сыграл множество первых партий и вскоре стал мировой знаменитостью. Был единственным американцем, которого пригласили станцевать на бис в Большом театре и который танцевал в Королевском дворце Дании. В 1961 году выступил на инаугурации президента США Кеннеди.  

12. Одри Хепбёрн, 1955


Голландка по матери и ирландка по отцу, урождённая Одри Кэтлин Растон провела детство и юность в Нидерландах, обучаясь балету. Переехав Лондон в 1948 году и решив стать актрисой, после нескольких фильмов обратила на себя внимание автора бродвейской постановки «Жижи» Сидони Колетт. Так началась карьера самой высокооплачиваемой актрисы кино.

В 1954 году получила «Оскар» за роль принцессы Анны в фильме «Римские каникулы» (1953), но мировому зрителю запомнилась прежде всего в образе Холли Голайтли из фильма «Завтрак у Тиффани» (1961) — эту роль актриса назвала «самой джазовой» в своей карьере.

13. Жизель Маккензи, 1957


Канадско-американская певица. C юных лет занималась скрипкой и вокалом в Королевской консерватории в Торонто. Вела собственную программу на радио в Канаде, а в 1951-м переехала в Лос-Анджелес. Через два года её хиты добрались до шестого места в хит-параде синглов в Великобритании. Но особую популярность получила её песня Hard to Get (1955).

Много работала на телевидении и гастролировала по городам Северной Америки. В 1952–1953 годах в паре с Деком Бенни совершила грандиозное турне по США, после чего её пригласили вести шоу Your Hit Parade. Впоследствии выступала в музыкальных театрах и снималась в телесериалах.

14. Итальянская актриса Софи Лорен, 1955


Родилась в Риме. Её мать была неудавшейся актрисой, отец — актёр передвижного театра — оставил девочку на попечение матери. В пятнадцать лет Лорен приняла участие в конкурсе красоты «Принцесса моря» и получила главный приз. Продолжив участвовать в конкурсах (в те времена это был единственный верный путь на сцену), познакомилась с продюсером и своим будущим мужем Карло Понти; эта встреча во многом определила её судьбу.

В середине 1950-х годов стала звездой и иконой стиля Италии. Самые запоминающиеся роли сыграла в фильмах «Миллионерша», «Вчера, сегодня, завтра», «Графиня из Гонконга», «Подсолнухи», «Суббота, воскресенье, понедельник», «Готовое платье», «Боккаччо-70», «Поездка», «Перевал Кассандры».

15. «Дали Атомикус», испанский художник Сальвадор Дали, 1948


Публикацию по материалам выставки «Прыжок» (Jump) подготовила Елена Константинова

 

3 апреля 2017 года

Автор
Елена Константинова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе