Дизайнер Мириам ван дер Люббе: «Дизайн будущего — это не столько предметы, сколько система мышления, ментальность»

В рамках Санкт-Петербургской недели дизайна в Невской куртине Петропавловской крепости открылась выставка голландских дизайнеров «Весна: совершенство, талант и вдохновение». 

Ранее с успехом выставлявшуюся в Эйндховене и Милане экспозицию презентовала Мириам ван дер Люббе — куратор, выпускница лучшей в мире школы дизайна Design Academy Eindhoven, в дуэте с Нильсом ван Эйком, автором ставших уже классикой произведений (сумочка-кобура, кружевная люстра из стекловолокон, стулья-пудели). Мириам отобрала всемирно признанных звезд, среди которых Корина Помпе (концерн Volvo) и Макс Баренбруг (Bugaboo International BV), а каждый из них — молодое дарование и вдохновителя. Все они — объектами, цитатами или видеоклипами — представлены на выставке. Корреспондент РБК daily АНАСТАСИЯ КИМ побеседовала с МИРИАМ ВАН ДЕР ЛЮББЕ.

Фото: из личного архива

— Принцип «сборки» выставки необычный, сделан акцент на «цепную реакцию», благодаря которой удалось объединить все возможные направления дизайна и поколения. Вы довольны результатом?

— Мне кажется, что идея продемонстрировать, как одно поколение дизайнеров вдохновляет другое, нашла действительно интересное воплощение. Известных голландских топ-дизайнеров, чьи работы представлены по всему миру, мы попросили выбрать двух союзников, единомышленников. Один из них — это так называемый вдохновитель: ими стали легенды голландского дизайна и архитектуры, продюсеры, галеристы или даже клиенты, способствующие созданию какого-либо проекта; второй — подающие надежды молодые голландские дарования. Объединенные творческие тройки представлены на выставке своеобразно: рядом с объектами начинающих звезд мы разместили цитаты гуру, поясняющие, почему они восхищаются своими коллегами, как маститыми, так и юными. В оригинале у нас 15 союзов, в Петербург привезли 12.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о некоторых союзах или объектах.

— Конечно, все участники заслуживают отдельного внимания, ведь они, как я уже сказала, восходящие звезды. На выставке представлен видеоклип про изобретение для разминирования полей молодого дизайнера из Афганистана Массу Хассани. Его вдохновила катающаяся по ветру игрушка из дет­ства. В конструкцию из бамбука и пластика встроена GPS-система, позволяющая управлять изобретением и таким образом разминировать территорию. Предполагается, что конструкция многоразовая, что после взрыва необходимо заменить лишь несколько пострадавших «ног». Было любопытно, кого выберет сильная и властная женщина, работающая в автомобильной индустрии, дизайнер Кориен Помпе. Ее фаворитом стал Дирк ван дер Кооэй, придумавший робота, который из переработанных каркасов холодильников печатает материалы, из которых изготавливают стулья. Мне очень нравится цветовая палитра Виллеке Йонгеян, в мире ее имя не очень известно, но именно она создает дизайн-продукты для лидера по производству лакокрасочных покрытий и красок AkzoNobel.

— Сегодня дизайн и архитектура — важные составляющие голландской экономики. Какие перемены ждут нас через десять лет?

— Я искренне верю, что их роль увеличится раз в десять (смеется). На мой взгляд, дизайнеры должны быть президентами, потому что у них необычный подход к реальности, принципиально иной взгляд на мир, на положение вещей. Они действительно заслуживают того, чтобы их профессия как минимум развивалась, а дизайн занял исключительную роль в жизни людей. В ближайшем будущем произойдет отход от восприятия дизайна как продукции. Дизайн будущего — это не столько предметы, сколько система мышления, ментальность. Речь идет о подходе к проблемам и их решению, поиску путей, включению логики. Это не материальные приметы, это просто иное восприятие окружающего мира. Как и многие мои коллеги, чьи работы представлены на выставке, я отдаю предпочтение многофункциональности и удобству.

— Пристрастие к многофункциональности считывается — все объекты выставки расположены на пластиковых коробках.

— Наша выставка путешествующая, и мы искали разумное решение для ее транспортировки и экспозиции. В этих пластиковых контейнерах мы перевозим экспонаты, а потом можем создать любую по высоте и ширине платформу для организации выставочного пространства.

— Но среди самих представленных предметов есть вообще не функциональные, например трехмерный рисунок на ткани Элизе ван Моурик?

— В рамках выставки мы хотели оставить пространство и для творческой лаборатории. Потому что у нас двойная задача: продемон­стрировать таланты как в разработках индустриальных продуктов, так и в экспериментах, в поисках нового.

— Мириам, какие из представленных объектов используете лично вы, какие стали частью вашего дома?

— Когда мои дочки были маленькими, я катала их в колясках Bugaboo, которые, кстати, видела и на улицах Петербурга. В свое время я приобрела стул у Дирка, он был тогда моим студентом, ему были нужны средства для продолжения работы над проектом. Автомобиля Volvo у меня нет (смеется). Мой дом не перегружен вещами, он состоит из двух зданий: жилой зоны и рабочей студии. Для нас важно жить и работать в одном пространстве. В идеальном доме должно быть удобно жить и творить, должно быть уютно всем членам семьи, друзьям. Чтобы все могли собраться, выпить хорошего вина, поесть и насладиться общением. И ежедневно искать новые впечатления.

Автор статьи: РБК daily

РБК daily

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе