Чёрный квадрат как предчувствие

Клише «бедный художник» нынче не в моде: этот образ с миллионом алых роз ушёл в историю. 
Что-то уходит, а что-то входит в историю – разница!

Ну уж что-что, а «Чёрный квадрат» Казимира Малевича, вне всякого сомнения, в историю вошёл. Вот уже 100 лет картина является притчей во языцех, и чуть ли не каждая домохозяйка утверждает, что такой квадрат она и сама нарисует (и я уверена, она справится!). И вот уже сто лет искусствовед приходит в негодование от подобного святотатства, благоговея и заходясь от восторга перед «иконой супрематизма». А весь мир неистово спорит: что же означает эта картина – начало нового искусства или его конец?

Сам художник говорил, что «это не живопись – это что-то другое».

Это «что-то другое» как только не называли – и «вестником новой эры», и «гробовой доской», и «квадратной дырой в преисподнюю», и началом, которое «знаменует собой мерзость запустения»…

Помню такой эпизод: группа молодых людей в Эрмитаже стоит перед «Чёрным квадратом», добросовестно-пытливо уставившись в его бездну и силясь понять – в чём фишка-то? И наконец один из них говорит:

– Может, всё дело в пропорциях?

О, простодушные жертвы наших высокомерных искусствоведов, никогда не снисходящих до того, чтобы объяснить нежным и доверчивым, что данная картина – всего лишь манифест, который интересен исключительно с точки зрения истории искусства (и её завихрений). Не более. Но и не менее. Ибо именно с этого момента Призрак «Чёрного квадрата» бродит по планете.

А иже с ним – и призрак… писсуара.

Дело в том, что через два года после супрематического квадрата Малевича, в 1917-м, французский художник Марсель Дюшан на выставке в Нью-Йорке представил писсуар на пьедестале, назвав сие «Фонтаном». Эта сантехника была назначена самым выдающимся произведением современного искусства, которое, можно сказать, по силе скандала переплюнуло «Чёрный квадрат».

Впоследствии автор «Фонтана» писал: «Я швырнул им в лицо писсуар, и теперь они восхищаются его эстетическим совершенством». Что ж, этот мир был достоин презрения Дюшана.

Однако дело было сделано: появился соблазн лёгкого успеха, формула которого была проста: эпатаж – скандал – успех (финансовый, разумеется). С тех пор и квадратами, и писсуарами век минувший и наступивший потчевал нас до отвала.

И всё же Малевич был первым, поставившим своей целью «зарезать искусство живописное, уложить его в гроб и припечатать чёрным квадратом». Ему, предтече всех будущих инсталляций, перформансов, флешмобов, это в какой-то мере удалось: благодарных последователей – тьмы, и тьмы, и тьмы...

На днях мне бросилось в глаза название одного культурного мероприятия в культурном месте: «Искусство – это бизнес». В аннотации, в частности, было сказано: «Основная функция искусства в наше время даже не декоративно-прикладная и, конечно, не мессианская, но – инвестиционная. Коммерческая целесообразность – бог и основной двигатель для продвижения художника и его искусства».

Сегодняшний критерий – «коммерческая целесообразность искусства» – звучит как оксюморон. Но если общество не способно измыслить иной ценности искусства, то какова ценность самого общества?

Кстати, коль речь зашла о богах: памятуя, что бог торговли Гермес украл у бога искусств Аполлона коров, лук и стрелы, заметим, что на этом уровне отношения бизнесмена и художника держатся и по сей день.

…О дискредитации и обесценивании современного искусства написано (хлёстко, наотмашь!) Татьяной Толстой: «Десакрализация» – лозунг XX века, лозунг неучей, посредственностей и бездарностей. Это индульгенция, которую одни бездари выдают другим… Ремесло не нужно, нужна голова; вдохновения не нужно, нужен расчёт. Люди любят новое – надо придумать новое; люди любят возмущаться – надо их возмутить; люди равнодушны – надо их эпатировать: подсунуть под нос вонючее, оскорбительное, коробящее. Если ударить человека палкой по спине – он обернётся; тут-то и надо плюнуть ему в лицо, а потом непременно взять за это деньги, иначе это не искусство; если же человек возмущённо завопит, то надо объявить его идиотом и пояснить, что искусство заключается в сообщении о том, что искусство умерло…»

Это о художниках, «помолившихся на квадрат». Кстати, сам Малевич тоже «скромно» называл свою картину «иконой нашего времени». Что ж, кто-то верит в Творца, а кто-то в чёрный квадрат и писсуар: «По вере вашей да воздастся вам».

 
// Светлана Мосова, литератор
Автор
// Светлана Мосова, литератор
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе