«Арт-Москва» выходит в минус

Поглазеть на что-нибудь модное и ультрасовременное москвичи готовы, но приобретать задорого — увольте.

Фото предоставлено художественной ярмаркой «Арт-Москва»

В ЦДХ открылась международная художественная ярмарка «Арт-Москва», где наряду со стендами 35 галерей представлен и ряд некоммерческих проектов.

Торговать современным искусством в России сейчас непросто, что признается буквально всеми, кто имеет отношение к этому бизнесу. Да и никогда не было просто, хотя незадолго до наступления кризиса наблюдался заметный рост конъюнктуры. После чего случилось ощутимое падение арт-рынка, и до сих пор он в прежнем объеме не восстановился.

Его затянувшаяся стагнация даже привела несколько месяцев назад к переформатированию трех старейших московских галерей — Марата Гельмана, Айдан и XL, объявивших о полном или частичном отказе от коммерческой деятельности. Разумеется, подобные процессы и настроения не могли не сказаться на ярмарке, как раз и призванной рынок современного искусства развивать и стимулировать.

Признаком определенной «пробуксовки» служит в первую очередь снижение числа участников «Арт-Москвы». Их нынче 35 — это даже чуть меньше, чем на самой первой ярмарке 1996 года. Хотя устроители неизменно говорят о том, что за количественными показателями не гонятся, все же недостаток энтузиазма со стороны многих галеристов не может не настораживать.

Правда, на внешнем облике ярмарки это потаенное уныние особенно не отражается: здесь царит привычный лоск и даже представлены элементы экзотики, выраженные в участии двух кубинских и трех иранских галерей. Получится ли из напускного оптимизма извлечь реальную экономическую выгоду, станет понятно уже после окончания четырехдневной торговли.

Как обычно, на «Арт-Москве» уделяется много внимания и нонпрофитным проектам — они выступают здесь своеобразным фирменным знаком, для других художественных ярмарок в целом не характерным. В этом году, в частности, на выставке с названием Serenitas фигурируют постмодернистские скульптуры Алексея Морозова из нескольких частных собраний. Сей проект должен намекать посетителям, что коллекционирование современного искусства — дело интересное и респектабельное.

А вот инсталляция «Невский проспект» Виты Буйвид с разбросанными на полу тысячами уличных фотографий никаких покупательских инстинктов не провоцирует — тут в чистом виде авторское высказывание на тему тающих в исторической дали 1990-х годов. Ностальгия по прошлому соседствует с видами на будущее: выставка «Навстречу неизвестному» представляет дипломные работы выпускников столичного ИПСИ (Института проблем современного искусства).

Найдется в некоммерческой программе и гастрольный проект «Родычи Уорхола», знакомящий публику с нынешней художественной ситуацией на западе Украины. Как раз из тех краев происходили предки знаменитого поп-артиста, чье настоящее имя Андрей Вархола. В «родычи» к нему компания из 13 художников записались с легкой руки куратора Павла Гудимова.

В отдельном затемненном зале демонстрируются произведения видеоарта из университетской коллекции Сорбонны, что дополнительно разнообразит жанровый спектр ярмарки. В коммерческой ее части видео почти напрочь отсутствует — это российская специфика: в отличие от западных стран, наши люди видеоарт в качестве товара почему-то не воспринимают.

Что касается всего остального на галерейных стендах, то этот репертуар не сильно отличается от интернационального. Собственно говоря, «Арт-Москва» буквально с самого своего основания держала курс на интеграцию отечественного рынка современного искусства в международный. Визуально такая интеграция происходит успешно, на деле — не очень. Наш пресловутый консерватизм, легко преодолеваемый в других сферах культуры, все еще дает о себе знать на поприще контемпорари арта. Поглазеть на что-нибудь модное и ультрасовременное мы готовы, но приобретать задорого — увольте. Есть подозрение, что с этим психологическим фактором ярмарке придется иметь дело еще не год и не два.

Дмитрий Смолев

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе