Анатолий Чуль: «Я художник, я так вижу»

Художник или портной?

Хранитель рыбинских мостовых или строитель мостика из прошлого Рыбинска в настоящее? Любитель старых зданий или защитник аутентичности? Рассказываем об Анатолии Чуле – авторе и исполнителе исторических вывесок в Рыбинске


Анатолий Чуль в Рыбинске личность известная. Многодетный отец, художник, реставратор, иконописец, краевед, автор многочисленных вывесок в историческом стиле, защитник архитектурного наследия и хранитель городских мостовых. А теперь и обладатель высшей региональной награды в области культуры – премии им. Оловянишниковых.

Он участвует в спасении храмов и старинных зданий, откапывает из-под земли вековые камни и одевает в них заново рыбинские улицы, возвращая городу образ XIX века.

— Пока папа совершает «подвиги» в городе, в семье все держится на нашей хрупкой маме, — улыбается Анатолий.

С супругой Анной в своем уютном доме они воспитывают двух дочек и двух сыновей. И его старания сделать родной Рыбинск красивым и аутентичным — в первую очередь, ради детей.

Специального образования у Чуля нет, зато, как он говорит, есть тридцать лет «интересования». По профессии Анатолий – технолог швейного производства, художник – по призванию.

После окончания ярославского колледжа он так и не воспользовался дипломом портного — не мое, говорит. Зато жена шить обожает, хотя и училась на художника.

Анатолию нравилось писать графические портреты. В 90-е талантливого рыбинца поддержал художник-флорист Юрий Майоров. Коллеги по творческому цеху делали совместные выставки, с которыми ездили по стране. На большой выставке «На пороге века» Чуль представил зрителю лица рыбинцев – от хулиганов, задержанных полицией, до руководителей предприятий.

Хорошей школой для портретиста стала работа в Ялте.

— Сначала я рисовал на набережной туристов, а потом вместе с Анной мы разрабатывали фирменный стиль ресторанов, — рассказывает Анатолий. – На юге мы прожили два года, но чувствовали себя чужими, поэтому вернулись в родной Рыбинск.



Первооткрыватель

Тогда, в нулевые, у супругов впервые зародилась идея сделать в историческом центре города вывески в дореволюционном стиле. И тогда же вместе с одним из рекламных агентств он сделал несколько штук. Первая украсила салон фотографии на Крестовой. Увы, сотрудничество продлилось недолго, поэтому, по словам Анатолия, много задумок осталось невоплощенными.

Свой вклад в оформление исторических вывесок Чуль смог внести, когда в 2018-м администрация Рыбинска утвердила новый порядок размещения наружной информации. Старые баннеры и вывески оказались под запретом. На смену им пришли конструкции из натуральных материалов в дореволюционном стиле с юсами, ерами и ятями. Параллельно с заменой вывесок шла реконструкция фасадов. Анатолий предложил использовать для покраски натуральные пигменты, которые не выгорают и стоят дешевле «химии».

Первая, разработанная им вывеска в стиле модерн украсила магазин ортопедических изделий «Кладовая здоровья» на Крестовой. Дизайн или, как он говорит, анатомию каждой буквы Анатолий создавал вручную.

Сложность была в том, что торговая точка относится к федеральной франшизе со своими обязательствами. Но инициативу рыбинцев в головном офисе Санкт-Петербурга одобрили. И вывеска стала первой «ретро» в Рыбинске, на которую согласились федеральные сетевики.

Чуль любит все, что связано со стариной, потому внимателен к деталям. Так, с его подачи на вывеске магазина появилась еще и историческая информация о здании, где он расположен, – раньше этот дом принадлежал купцам Тюменевым.

— У меня в голове сформирована общая картина исторического центра, — говорит художник. — К слову, в этой картине нет памятника Ленину. Красная площадь, где собирались и торговали купцы, – явно не подходящее место для вождя, боровшегося с буржуазией. Логичнее было бы перенести скульптуру в район «Авиатора».



«Не верю!»

Анатолий сравнивает себя с камертоном – он помогает владельцам бизнеса и дизайнерам рекламных агентств «настроить» вывеску на нужный лад, подсказывает, как лучше сделать, чтобы она вписывалась в архитектурную среду, несла образ 19 века и обращала на себя внимание.

С рекламщиками он не соперничает, наоборот, помогает, выступая в роли эксперта. Хотя признается, порой говорить приходится на разных языках, потому что менеджеры – не художники. И отношение к вывеске у них не как к произведению искусства, а как к товару, который нужно продать.

— Я всегда делаю акцент на шрифте – он не должен быть современным. Даже самая простая вывеска может выглядеть интересно, если буквы и пропорции будут играть. Иногда смотрю на проекты и, как Станиславский, говорю: не верю!

Чуль — за эксперименты. Однажды в старом здании он обнаружил под полом спекшуюся лепешку дореволюционной краски. Отскоблил, дома растер в ступке, получил пигмент. Краска пригодилась при изготовлении вывески для международного форума «Зодчество», где рыбинцы представляли свой опыт по внедрению стилизованных вывесок в историческом центре и привезли серебряную награду.

Более 50 вывесок, созданных Анатолием, сегодня украшают исторический центр. Особенно выделяются среди них вывески с объемными предметами, указывающими на специфику товаров и услуг. Пенсне на магазине оптики, усы на парикмахерской или зуб на кабинете стоматолога – классика того времени. Жаль, что таких в Рыбинске пока немного. Редкий пример – пекарня «Добрые булки». Аппетитный крендель для нее авторы делали вручную целый месяц.

— Сначала изготовили металлический каркас, затем обклеили его деревом. Я четырежды грунтовал крендель разными пропитками, клеил, покрывал лаком, потратил на него 80 листов потали, — раскрывает секреты мастер.



Хранитель мостовых

Но вывесками работа не ограничивается. В 2018-м он восстановил на бульваре Ушакова участок исторической каменки. В выходные по ночам он и его товарищи-энтузиасты вручную укладывали вековой камень по старинной технологии. Прошлым летом булыжником вымостили склон к фигуре Остапа Бендера на набережной. С тех пор Чуля называют хранителем городских мостовых.

— Этот участок связывает прошлое с настоящим, можно сказать, вся территория является памятником, — уверен Анатолий.

Он искренне переживает за сохранение уникальных исторических зданий города. Особенно у него душа болит за Бурлацкую больницу:

— Деревянный Рыбинск ушел, старинных домов – по пальцам пересчитать, поэтому стараемся делать все возможное, чтобы предотвратить разрушение здания.

Сейчас Чуль увлечен новым проектом. В его планах – создание в центре Рыбинска музея старинной фотографии и фотоателье с «черной» комнатой. Здесь рыбинцы смогут сделать снимки в ретростиле на камеру XIX века. Но это пока секрет. Подробности мы расскажем вам позже.

Автор
НАДЕЖДА МАКСИМОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе