23-кратное почтение иконе

Открылась выставка "Шедевры русской иконописи XIV–XVI веков из частных собраний"

В здании отдела личных коллекций Пушкинского музея можно увидеть около 130 икон из 23 частных коллекций. Иконы из Новгорода, Пскова, Москвы, Вологды, Ростова, Твери… Концепция выставки принадлежит Николаю Задорожному. Куратор от ГМИИ – Алина Логинова. Экспозиция, которую готовили около полутора лет, приурочена к 100-летию открытия (в прямом смысле – расчистки потемневших досок) древнерусских икон как художественных произведений. 

Организаторы отсчитывают век с 1909-го, когда Илья Остроухов сделал из своего иконописного собрания музей, по уровню коллекции считавшийся лучшим в дореволюционный период. На самом деле, 100-летнюю годовщину все-таки стоит отмечать условно – с первых лет XX века, когда увлеклись иконой и начали очищать ее от позднейших наслоений и реставрировать Степан Рябушинский и Илья Остроухов в Москве и Николай Лихачев в Петербурге. В 1910-х прошли первые крупные выставки иконописи, потом грянула революция, собрания национализировали… В общем, ждать показа частных коллекций пришлось аж до 1974-го: тогда в Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева каким-то неведомым почти образом устроили выставку «Древнерусская живопись. Новые открытия (из частных собраний)». Кстати, тот показ с новой выставкой в ГМИИ объединяет, например, участие реставратора Саввы Ямщикова, Алины Логиновой. 

Список сегодняшних экспонентов внушительный. Кроме икон Михаила Абрамова здесь есть работы из собрания Сергея Ходорковского и Михаила Елизаветина (в прошлом году они втроем представляли свои собрания в Третьяковке экспозицией «Возвращенное достояние», а вещи из собрания Елизаветина экспонировались в Царицыне), Константина Воронина, Валерия Набокова-Алексеева, других… Кстати, среди коллекционеров, что, наверное, многих удивит, есть и известный ценитель актуального искусства Гари Татинцяна. 

О том, что иконы сверкнули из-под потемневшей олифы (срок «светлой» жизни которой – несколько десятилетий, но не веков) яркими красками, говорили когда-то много и не без удивления – так, должно быть, удивлялись тому, что древнегреческие статуи имели раскраску. Иконы на выставке – раненые (кто больше, кто меньше), но уцелевшие памятники, рассказывающие свою жизнь. Сетка кракелюра – «общий знаменатель» древней живописи, тоже рана, она же патина жизни, которую стараются сберечь реставраторы. И вот судьба: тут пострадали плави личного письма, там стерт архитектурный орнамент, а вот зияющая рана – красочный слой иконы «Богоматерь Умиление Подкубенская…» начала XV века из собрания Воробьевых сошел на нет до тканевой паволоки и даже до деревянной основы… 

К выставке прилагается фильм – минут на тридцать пять, наверное (а материала, говорят, отснято на 26 часов!). Истории икон и людей: как находили на чердаках, как иконы становились досками стен в сараях, как после войны из них резали ложки, как мальчишки катались на них с горок… и как среди этого вдруг удавалось найти что-то хорошо сохранившееся, совершенно удивительное. География знакомых подмосковных станций (Куровская, Удельная) преображается древними находками, тому пример – замечательное «Богоявление» конца XV века из собрания Воробьевых. 

Один из необычных для выставки памятников – ростовские «Царские врата» конца XV века: в экспозиции они находятся с пометкой «в процессе реставрации». С технической точки зрения это – тестовое поле с зонами «до» и «после». А вот другой случай – «Святые князья Владимир, Борис и Глеб» конца XV века. Тут еще одна история – так называемая антикварная реставрация (конца XIX – начала XX века), в отличие от реставрации научной связанная с приведением в товарный вид. Это – факты «биографии» иконописи как культурного феномена. 

Выставка не построена по хронологическому принципу и не предполагает определенного маршрута, но главное, что она позволяет увидеть, – это насколько разным умело быть искусство в рамках канона. Скажем, в атриуме музея два образца «Рождества», оба XVI столетия. Только один из Твери, с развитой пластикой фигур, с утонченными линиями, а другой – из Ростова, и образы иные – более угловатые, резче очерченные. Она, выставка, дает всем известному искусству Андрея Рублева и Дионисия широкий, хотя и анонимный, контекст. Наконец, она просто показывает красоту иконы, которая нуждается в защите. Как сейчас нуждается в ней «Троица» Рублева.

Дарья Курдюкова

Независимая газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе