Ярославль, открой личико

Ежедневно горожанин крупного мегаполиса или маленького провинциального городка, выходя на улицу, сталкивается с массированным ударом рекламы. В центре города, где больше всего памятников архитектуры, рекламы так много, что она порой закрывает архитектурные красоты. Проспекты и переулки, бульвары и скверы буквально заполнены как оригинальной, яркой, так и грубой, а порой и находящейся на грани фола рекламой. Наружная реклама – это огромная самостоятельная индустрия с огромными бюджетами и неоспоримым воздействием ее на людей.

С европейским размахом

Вы можете себе представить гондолу, тихо скользящую по узким венецианским каналам с надписью на борту «Ипотека для всей семьи», или билборд «Мир сантехники» на фоне Лувра?

В европейских странах вот уже несколько лет идет полномасштабная акция по ликвидации с городских улиц и площадей рекламных вывесок, щитов, плакатов. Принята даже специальная концепция и разработан план, по которому освобождают города. Борются они за чистоту линий и открытость форм. Особенно требовательны власти к рекламе в районе исторических центров и памятников архитектуры.

Постепенно нововведения европейцев докатились и до России. В нашей стране первой идею единой концепции рекламного рынка и освобождения города от щитов и плакатов поддержала губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. В мае 2007 года она потребовала демонтировать рекламу на принадлежащих холдингу «Адамант» торговых комплексах: реклама «пестрила» и создавала «впечатление базара». Затем началась ликвидация рекламных щитов и билбордов 6х3 м, которые, по мнению губернатора, портили облик города.

Сейчас Северная столица России открыта для просмотра ничуть не хуже, чем, например, Рим, Барселона, Мадрид или Париж. После утверждения соответствующего постановления из центра града Петрова было убрано подавляющее большинство рекламных конструкций. Гулять по такому городу одно удовольствие. Недавно опыт Санкт-Петербурга стали перенимать и в Москве. Также решив хоть немного сократить количество уличной рекламы.

К сожалению, практика показывает, что все столичные нововведения до провинции доходят в лучшем случае года через два-три. Так что пока ярославцам и гостям города приходится утопать в рекламном океане и стараться не потеряться в этом многообразии.

Город, которого нет

Ярославль пока живет по своим правилам. Улицы пестрят вывесками и плакатами, над проезжей частью красуются всевозможные растяжки, а вдоль трасс – огромные щиты. Даже в центре, который является памятником наследия ЮНЕСКО, рекламы предостаточно. Например, на Богоявленской площади напротив историко-архитектурного музея-заповедника стоит тумба, а чуть повыше висят растяжки.

Куда ни повернись, всюду взгляд зацепится на каком-нибудь объявлении. На одном из них призывают купить наряд, на другом – оставить сбережения именно в этом банке, на третьем – купить «горящий» тур за небольшие деньги. Когда уж тут смотреть на сам город. Вот и получается, что вроде бы город есть, а вроде как его и нет. Просто потому, что за плакатно-щитовым нарядом его не видно.

Рекламные нелегалы

– В частности, мы работаем с негосударственными рекламными местами, которые находятся на частной или находящейся в аренде собственности. А также с теми, кто решил установить свою рекламу на земле общего пользования, – рассказала Елена Тихомирова, начальник отдела уличной рекламы управления городского дизайна и рекламы. – А вот, например, функции по демонтажу незаконных рекламных объектов переданы управлению регистрации и ведения реестров.

Как рассказала Елена Викторовна, по действующему законодательству разрешение не требуется только на установку таблички с названием предприятия. На всю остальную рекламу необходимо собрать всевозможные разрешения, справки и выписки. Согласования нужно пройти в ГИБДД, территориальной администрации, департаменте городского хозяйства, горэлектросетях и водоканале. Перечень зависит от выбранного места.

Дело в том, что у каждой организации есть свои нормы, которые необходимо соблюдать при установке того или иного рекламного объекта.

– Например, в СНиПах Госавтоинспекции говорится о том, что между большими рекламными конструкциями должно быть не менее ста метров. От труб водоснабжения – не менее пяти метров, а теплотрасс – двух. При этом выдержать охранную зону и не нарушить предписания можно, – говорит Елена Тихомирова. – Но, к сожалению, не все готовы действовать в соответствии с законами.

Характерный пример: на небольшом участке между улицами Слепнева и Кривова стоят восемь щитов размером 3 на 6 метров. Когда по существующим нормам между такого рода объектами должно быть не менее ста метров. А потому на этом участке могут быть установлены только три рекламные конструкции. Получается, что еще пять – незаконные.

Кто поставил их с нарушениями всех правил, а кто разрешил – тайна за семью печатями. И хотя бороться с нелегалами можно, дело это весьма хлопотное и непростое. В каждом случае нужно доказать, что установка производилась незаконно и с нарушениями. Видимо, поэтому в списке на демонтаж у сотрудников управления регистрации и ведения реестров всего 30 рекламных объектов. А это как капля в море.

– Если бы все незаконные конструкции смогли устранить, то количество рекламы в городе сократилось примерно в семь-восемь раз, – сказала Елена Викторовна напоследок.

Количество не значит качество

Но если с количеством рекламы пусть сложно, но можно бороться, то, говоря о качестве, пока приходится только разводить руками. В надежде зацепить потенциальных потребителей и покупателей дизайнеры и заказчики создают яркий, пестрый, вызывающий продукт.

– Реклама безобразная. Создатели даже не задумываются над тем, где они собираются ее размещать, на каком здании, не учитывают всех особенностей архитектуры, – рассказал Сергей Лавыгин, архитектор. – Такое ощущение, что никто не задумывался над своей работой, а основным было желание подзаработать.

В работе составители рекламы руководствуются собственными представлениями и представлениями заказчика о том, какие цвет, шрифт, иллюстрация должны быть у вывески, информационного стенда или плаката. И потому неудивительно, что порой появляются работы, явно отдающие дурновкусием, с невозможным сочетанием цветов и графических элементов.

Автолюбители также жалуются на то, что реклама отвлекает их внимание от дорожных знаков и происходящего на проезжей части. Люди среднего и старшего возраста – на то, что появляется очень много плакатов, находящихся на грани фола, эротики и разнузданности.

По словам Сергея Петровича, некачественной работы можно было бы избежать, если бы те, кто создают рекламу, учитывали особенности архитектуры города, его планировку и не стеснялись обращаться за помощью к архитекторам.

– А пока этого нет, город похож на плохую стенгазету. И реклама выступает в роли некачественной вырезки из журнала, – сказал Сергей Лавыгин.

Конечно, не вся реклама настолько плоха. Есть и красивые качественные примеры, мастерские работы. Но их не так много.

Теоретически согласно действующему законодательству нарушение архитектурного облика города может служить основанием для отказа в разрешении на установку рекламных конструкций. Но, к сожалению, на практике количество отказов можно по пальцам пересчитать.

Возможно, из-за того, что средства, которые рекламщики отчисляют в налоговые органы, гораздо больше того вреда, который наносит лицу города та же самая реклама.

Однако, выбирая финансовые выгоды, многие забывают о том, что ежегодно Ярославль посещают тысячи туристов. Они приезжают для того, чтобы полюбоваться архитектурой провинциальных городов, увидеть старинные храмы и дома. Но станут ли они приезжать в город, истинное лицо которого скрывается за рекламной оберткой и похоже на лоскутное одеяло?

Татьяна ЖДАНОВА

Юность-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе