Мародеры грабят памятник архитектуры

Председатель ярославского отделения ВООПИиК Вячеслав Сафронов направил письма мэру Ярославля, в областной департамент культуры, а также в администрацию и прокуратуру Красноперекопского района с просьбой срочно принять меры и остановить демонтаж конструкций и стихийную разборку ценных исторических строений.

Пока власти решают, что делать с расселенными жилыми корпусами, входящим в архитектурный ансамбль Ярославской Большой мануфактуры, мародеры выкорчевывают из зданий уникальные металлические элементы декора (чугунные литые ажурные решетки, столбы) и выносят оттуда все, что можно хоть как-то использовать.


Этот старый квартал Красноперекопского района Ярославля - так называемые корпуса на улице Калмыковых - был полностью расселен в конце прошлого года. Он уже давно требовал "разгрузки", поскольку величественные трехэтажные дома из красного кирпича были построены владельцем Ярославской Большой мануфактуры для рабочих в конце 19 века и, несмотря на проведенную позднее перепланировку, все равно не соответствовали современным требованиям. Хотя сами по себе старые стены до сих пор крепки и при желании хозяина (города) могут легко простоять еще как минимум столетие - раньше строили на совесть.


Однако сразу после того, как последних жильцов корпусов власти торжественно отправили жить в новостройку, было разрушено одно из зданий. Возмутившиеся местные архитекторы и представители регионального общества охраны памятников истории и культуры сумели процесс сноса остановить. А председатель общественного градостроительного совета области Аркадий Бобович даже представил областному и городскому руководству проект восстановления и использования означенного архитектурного ансамбля. В частности, предложено создать здесь деловой центр, выставочные комплексы, открыть гостиницу и так далее. По мнению специалистов, эти здания еще могут принести городу реальную пользу и стать в своей "второй жизни" точкой притяжения и деловых людей, и туристов.


- Эти постройки представляют и художественную, и историческую ценность, - считает член правления ярославского отделения Союза архитекторов России Ольга Мазанова. - По сравнению с тем, что построено рядом в советский период, они выглядят просто величественно. Там высоченные потолки, веерная кирпичная кладка над широкими окнами, кованые лестницы и на них - уникальные решетки. Эти здания составляют единый ансамбль с производственными корпусами, больницей имени Семашко и другими фабричными постройками. А под охраной пока находится очень малая часть этого ансамбля.


Под напором общественности городские власти, а именно первый заместитель мэра Ярославля по вопросам градостроительства и социально-экономического развития города Сергей Ястребов, заявили, что "мэрия Ярославля, понимая историческую ценность территории архитектурного ансамбля Ярославской Большой мануфактуры и в целях сохранения общего архитектурного облика города, вопрос о дальнейшей судьбе указанных жилых домов…. будет рассматривать с привлечением общественности…". О необходимости проведения общественных слушаний по этому вопросу заявил и губернатор области Сергей Вахруков.

Но, как выяснилось, самое большее, что было сделано для сохранения исторических зданий, - это остановка их сноса. Консервацией объектов, тем более в несколько нервозный период выборов нового мэра города, никто не озаботился. Не проходили пока и общественные слушания. В результате сегодня в корпусах в полную силу трудятся мародеры.

Как рассказали архитекторы, на всех расселенных зданиях работают бригады каких-то людей - по 4-5 человек, которые кувалдами выламывают металлические конструкции и грузят их на машины. Уже обрушились некоторые перекрытия, перегородки, существует угроза дальнейшего обрушения конструкций. Вывезены ценные металлические элементы декора интерьеров.

По мнению специалистов, если разгром старых фабричных строений, "формирующих особую историческую среду, которую обязательно надо оставить потомкам", не остановить, они очень быстро действительно будут годны лишь на слом.

Впрочем, может, именно этого кто-то и добивается?

"Российская газета" Фоторепортаж Ивана Смолина


Поделиться
Комментировать