Волжская набережная – пространство интерепретаций

«Горные хребты», «набегающие волны», «скелет динозавра», «структура ДНК», «где вы нашли такие большие спички?» - разыгралась фантазия зрителей на открытии необычной инсталляции Татьяны Горбачевской и Кириакоса Чатципараскеваса на Волжской набережной 23 сентября.

Новый для города формат арт-резиденции европейских архитекторов в рамках фестиваля «Архитектура движения» поддержала корпорация развития «Золотое кольцо». Художественный объект, появившийся на набережной, предлагает нам вступить в непривычный диалог с давно знакомым пространством, возможность на себе ощутить загадочный эффект «мюрей» (плывущего пространства).  Но для того, чтобы этот опыт  получить – нужно позволить себе видеть.


Опыт критического отношения к пространству Татьяна и Кириакос получили в университете Франкфурта. Кириакос приехал в Германию, завершив обучение на архитектурном факультете Университета Аристотеля в Тессолониках, Татьяна - получив дипломом урбаниста в Санкт-Петербургском Государственном Архитектурно-строительном университете. Сейчас оба – успешные архитекторы европейских бюро в Амстердаме и Штутгарте, занимаются исследовательской практикой. В перерывах между созданием инсталляции, которую сегодня может увидеть каждый, художники дали небольшой комментарий получившемуся объекту и поделились  впечатлениями о ярославской архитектуре.

Какая работа предшествовала вашему приезду в Ярославль?

Татьяна: Еще в 2010 году Наташа Хомутова (архитектор, преподаватель кафедры «Архитектура» ЯГТУ)  пригласила меня. И в этом году наш приезд стал возможен. Целый месяц мы с Кириакосом общались по скайпу. Обменивались идеями и образами будущего проекта. Я отвечала за физическое воплощение, Кириакос -  за перевод инсталляции в цифровую версию. Предложенная тема «Архитектура движения» оказалась очень созвучна нашим профессиональным интересам, и мы начали думать, как ее выразить. Мы были ограничены в бюджете и во времени. Но при этом мы не хотели ограничивать свое воображение. Мы решили превратить эти недостатки в преимущества.

Кириакос: Да, для нас было важно выбрать самые простые и недорогие материалы, и из них создать конструкцию, которая будет взаимодействовать с пространством и задаст новый вектор его восприятия для зрителя. Нам было важно показать, как могущественны, богаты могут быть простые формы и материалы (мы использовали только деревянные палочки и шары), что из них можно создать сложную конструкцию. А еще нам очень хотелось предложить людям новый опыт восприятия публичного пространства. Поэтому мы сами старались почувствовать место, с которым будем работать.

Татьяна: Задача, которая перед нами стояла  – создать новый образ города. И это очень интересно: как задать новый вектор восприятия в старой, сложившейся структуре. Это было нашей отправной точкой. Предложенная кураторами набережная понравилась нам как нейтральное, геометрически строгое пространство, векторы которого абсолютно четко направлены, нет непредсказуемости - и это тоже, возможно, является символом сложившейся структуры города и среды. Получившаяся модель, на наш взгляд, привносит новую динамику, работает как визуальный фильтр. У наблюдающего инсталляцию человека меняется сложившийся вектор восприятия набережной – он начинает плавно перетекать, кружиться, переходить в движение, танец. Также нам было важно показать движение самой конструкции – распределение сил, зон сжатия-растяжения, как в теле: когда человек танцует - это происходит, только тело закрыто – и этого не видно. А наша конструкция сама раскрывает динамику сил. Думаю, что любопытной задачей для зрителя может быть – найти как можно больше ракурсов для восприятия конструкции. Да, это наше задание зрителю.

Какие архитектурные особенности Ярославля обратили на себя ваше внимание?

Татьяна: Мне очень понравился город. Особенно «Стрелка». Впечатляет масштаб. Имперский стиль. Это очень по-русски: очень дорого и нетипично для сегодняшнего дня. Европейские города сегодня не могут позволить себе таких дорогих проектов. Потому что самое сложное – это их содержание. Как это будет выглядеть через 10 лет? Уже сейчас мы видим, как камень на набережной рушится, трава уже не такая зеленая… Ну и меня покорило пространство: это же целый стадион. Устаешь обходить эти просторы.

Кириакос: Да, набережная  удивительная. Только несколько жаль, что ограничен доступ к воде. Например, в немецком Франкфурте в летнее время множество горожан собираются на городской набережной, пикники организовывают, загорают. Это становится очень живым пульсирующим местом. Потому что там открытый спуск к воде. Да, на масштабных городских праздниках полицейские могут вытаскивать из воды нетрезвых подростков, но для властей это не повод перекрывать выход к воде.

Татьяна:  Вообще, потрясающе, что с набережной открываются  разные перспективы на Волгу: с верхнего яруса, с нижнего, со «Стрелки», вид на Которосль. Человек может испытать многообразие визуальных опытов.

Кириакос: Когда я был на «Стрелке» - отметил некоторый конфликт окружающей «Стрелку» береговой, очень органичной  линии с прямой линией, ведущей к памятнику Тысячелетия Ярославля.  Еще я подумал: странно, что стела перекрывает вид на удивительный комплекс в Коровниках, который мог бы быть изюминкой городской панорамы.  


Что может дать древнему городу современная архитектура?

Татьяна: Современная архитектура может очень сильно способствовать развитию города – привлекать новых людей, создавать новое настроение. Вообще во всем мире люди полны стереотипов насчет того, как должно выглядеть пространство вокруг. Так, они привыкли, например, что в парке должны стоять фонтаны, стелы. Но ведь и стелы, как символы власти, вертикали сегодня могут выглядеть по-разному. Например, вы можете исполнить ее в виде световой инсталляции: вертикальные световые линии  будут возникать в темное время, создавая более игровые отношения в пространстве. Таким образом, мы можем деконструировать традиционный образ. Это, собственно, то, что нам наиболее интересно – попробовать перевести буквальную идею на язык современной архитектуры.

Как вы чувствуете себя в месте, где живете?

Криакос: Я живу в Штутгарте. Это один из самых дорогих городов Германии. Автомобили марок «Мерседес», «БМВ» здесь производятся. Для иностранца непросто найти здесь жилье: цены очень высокие. Тут все так серьезно устроено, что тебе нужно доказать владельцу квартиры, что ты хороший парень  – как на собеседовании при устройстве на работу. Ты как бы всегда должен соответствовать «высоким» требованиям этого общества. Но мне, к счастью, удается много ездить по работе, поэтому я не привязан к этому городу. Здесь люди гордятся своим влиянием, тем, что они производят всемирно известный продукт, и соответственно впускают  в этот мир себе подобных, тех, кто не нарушит привычный ход вещей, а встроится в существующий. Иностранцам здесь не очень просто.

Татьяна: Я живу в Амстердаме. Это очень маленький и очень комфортный город. Здесь, как нигде в Европе, удобная система транспорта. Все ездят на велосипедах, потому что инфраструктура для этого приспособлена. Мне в Голландии было очень легко ассимилироваться. Эта страна открыта для иностранцев. И поэтому ты не чувствуешь себя здесь таковым.

Какие градостроительные тенденции последнего времени в России обращают на себя внимание, возможно, вдохновляют?

Татьяна: В России сегодня все чаще можно встретить примеры современной архитектуры, дизайна, дружелюбных человеку. Например, Малая Садовая улица в Санкт-Петербурге. Пешеходная зона, которую реконструировали, используя очень простые методы: поставили лавочки, установили малые скульптурные формы в воде. Это было своего рода сенсацией. В том числе потому что получилось бюджетно. И если какие-то вещи придут в негодность – их будет легко восстановить. Получилась маленькая уютная улочка, которых так не хватает в наших городах. Вообще, я думаю, нам, русским, стоит реализовывать не только имперские проекты, но и камерные, человечные. В Голландии, например, люди очень серьезно относятся к использованию каждого сантиметра.


Нужны ли городу подобные проекты?

Семен Расторгуев, архитектор бюро «Меганом» (Москва):

Есть точка, с которой объект выглядит как башня Татлина. Я, правда, думаю, что это нужно было делать из металла – чтобы стояла дольше, и люди видели, что в городе появляются инсталляции, современное искусство. В Европе подобное можно часто увидеть. Поскольку Ярославль многие воспринимают как европейский город, такие инсталляции могут быть подтверждением этого  статуса.

А что думаете вы?

Фото: Наталья Николаева, Салима Сафарова, Игорь Нурмухамедов


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе