Стрелецкая улица и ее обитатели

Исторический центр Ярославля по сей день сохраняет обаяние провинциального купеческого городка. Пожалуй, нигде это не ощущается так явно, как на улице Ушинского. Каждый особняк здесь исполнен достоинства, а обилие известных имен, связанных с этой короткой улочкой, позволяет ей свысока взирать на шумные проспекты.

От стрельцов до красных комиссаров

По свидетельству историков, в XVI – XVII столетиях на месте нынешней улицы Ушинского проживали служилые люди – стрельцы, получившие от государя земельные наделы. Размеры стрелецких дворов были весьма скромными – не более 30 квадратных cажен (140 кв. м). Огорода на таком клочке не разведешь, поэтому в свободное время предприимчивые военные занимались ремеслом и торговлей.

Петр I ликвидировал Стрелецкий приказ, но память о стрельцах оказалась живучей. По регулярному плану 1778 года дорога, пролегавшая по бывшей Стрелецкой слободе, вошла в состав длинной Вологодской улицы, являвшейся частью Московско-Вологодского тракта. Однако отрезок от Семеновской площади (ныне Красная пл.) до Власьевской (ныне пл. Волкова) горожане по-прежнему величали Стрелецкой улицей. Официальное и обиходное названия мирно уживались между собой, а на плане Ярославля 1911 года даже можно прочесть: «ул. Вологодская – Стрелецкая».

Лишь в 1918 году наша героиня была переименована в Красную, напоминая о торжестве пролетарской революции. В отличие от соседней Красной площади Красная улица просуществовала в Ярославле недолго. В 1946 году она получила имя Константина Ушинского, жившего когда-­то на старой Стрелецкой.


Легенды старого трактира

Перепланировка Ярославля в 1778 году повлияла не только на облик, но и на статус Стрелецкой улицы. Как и кварталы старого центра, она отныне должна была застраиваться только каменными домами. Многим обитателям бывшей Стрелецкой слободы такое жилье оказалось не по карману, и вскоре на смену скромным дворам пришли «образцовые фасады» дворянских и купеческих особняков.

Колоритный дом №2 по ул. Ушинского хорошо помнит это время. Возведенный еще при Екатерине II, он пережил немало метаморфоз и хозяев, а в середине XIX века принадлежал известным в Ярославле домовладельцам Чепахиным. Здесь в 1841 году останавливался молодой Николай Некрасов, приехавший из Петербурга на свадьбу сестры Елизаветы. Тот приезд оказался для поэта печальным: опоздав на свадьбу, он приехал к могиле матери, скончавшейся за три дня до его приезда. Все лето и осень Некрасов гостил у сестры и ее мужа подполковника Звягина, снимавших квартиру в доме Чепахина. Ездил охотиться в Грешнево, посещал театр и много работал, сообщая издателю Ф.А. Кони: «…тороплюсь наготовить разных произведений, которые можно бы продать поштучно для выручки денег на содержание своей особы...».

В 1870 году, попав в руки купца Волкова, бывший чепахинский дом был обращен в трактир. Незатейливые барельефы, появившиеся на фасаде старого особняка, обыгрывали тему «рога изобилия», а четырехколонный портик, оставшийся от прежних хозяев, как нельзя лучше подходил для вывески. Трактир, а впоследствии ресторан, был очень популярен и носил звучное название «Пассаж». Кто знает, не подсказано ли оно соседним Казанским бульваром, служившим излюбленным местом для прогулок?


С купеческим размахом

Череда великолепных особняков, выстроившихся вдоль Стрелецкой улицы, может служить своеобразной энциклопедией ярославского купечества. Первой в этом ряду предстает роскошная усадьба купцов Лопатиных (ул. Ушинского, 4).

Этот купеческий род, известный с XVIII века, являл яркий пример так называемой текстильной буржуазии. Торгуя тканями по всей стране, Лопатины имели собственное предприятие в Подмосковье и состояли в родстве с фабрикантами Локаловыми, унаследовав от них Гаврилов­-Ямскую мануфактуру. Представители рода Лопатиных не раз занимали пост городского головы, активно занимались благотворительностью и пользовались авторитетом в городе.

Все изменилось в 1917 году, когда лопатинский особняк на Стрелецкой был реквизирован на нужды советской власти. Здесь разместились штаб Красной гвардии, склад оружия и общежитие «летучего отряда». Впоследствии просторный дом Лопатиных не исчез с политической сцены: в нем размещались губисполком, ряд важных партийных организаций, а с 30х годов прошлого века здесь работает Ярославский областной суд.

Не менее представительно выглядит и усадьба Вахрамеевых (ул. Ушинского, 16), где ныне размещается Военный комиссариат Кировского района. Вплоть до сего дня здесь сохранились два нарядных флигеля и фрагмент ограды начала XIX столетия.

Главный дом поначалу был возведен из дерева и покрыт штукатуркой, однако последний владелец Авенир Федорович Вахрамеев, купивший усадьбу в 1912 году, перестроил особняк в актуальном стиле модерн. Кстати, именно этот дом­-дворец стал первым памятником Ярославля, снятым в кино. Еще в 10х годах он сыграл роль Юсуповского дворца в фильме о Григории Распутине, а в 2005 году попал в сериал о Есенине: возле него босая Асейдора Дункан в исполнении Шон Янг бежала за уходящим Сергеем Безруковым.


Добрая память

Помимо купеческих усадеб на Стрелецкой улице располагались доходные дома, аптека Моргана, популярная в городе кондитерская Юрезовского. Последняя упоминается в дневнике Александра Островского, посетившего наш город в 1849 году: «…с правой стороны от Волги идет Стрелецкая улица; на ней кондитерская Юрезовская. В одном доме с этой кондитерской живет Ушинский. Заходил к нему, потолковали с ним побольше часу». Долго считалось, что речь здесь идет о доме №30 по улице Ушинского, однако по другой версии молодой педагог жил в доме №16а – в одном из флигелей уже знакомой нам усадьбы.

Приехав в Ярославль выпускником Московского университета, Константин Ушинский три года преподавал в Демидовском лицее законоведение, право и финансы, а в 1848 году был избран редактором неофициальной части «Губернских ведомостей». Однако отношения с консервативным лицейским начальством у талантливого преподавателя не сложились. Подав в отставку, он вынужден был уехать.

Имя Ушинского сегодня носит не только Стрелецкая улица, но и Ярославский педагогический университет. А вот память о владельцах нарядного дома №32 – купцах Оловянишниковых – звучит в колокольных перезвонах по всей России. Этой династии принадлежал один из лучших колокольных заводов страны, именно Оловянишниковы подарили городу мост через Которосль и первую детскую больницу. Дом Оловянишниковых на Стрелецкой, возведенный в 1870 году, позаимствовал пышный декор эпохи барокко, невольно очаровывая затейливыми наличниками с «ушами» и «серьгами».


Кадр из прошлого

Внимание привлекает удивительный «дом с башенкой» напротив Городского театра, ставший эффектным завершением Стрелецкой улицы. Его барочный купол с изящными оконцамилюкарнами и угловой эркер, поддерживаемый фигурами кариатид, кажется, сошли со страниц волшебной сказки.

Дом этот, перестроенный в 1875 году из станинного особняка екатерининской эпохи, принадлежал Григорию Андреевичу Петражицкому, открывшему здесь знаменитое на весь Ярославль фотоателье. К концу XIX века в нашей губернии существовало почти 70 фото-салонов, но «Фотография Петражицкого» оставалась одной из самых посещаемых. В 10е годы XX века эстафету у мэтра принял талантливый ученик, недавний крестьянин Макарий Бобров, официально допущенный «для фотографирования приезда Николая II». Что же касается Петражицких, то они и после революции остались верны своему удивительному дому. В отчетах 20х годов об «уплотнении» коммуналок я обнаружила знакомую фамилию по старому адресу: семье Григория Андреевича удалось сохранить за собой 4 комнаты бывшего особняка.

Фотокарточки с росчерком Петражицкого и сегодня можно встретить в семейных альбомах ярославцев, а сама Стрелецкая улица с той поры почти не изменилась. По сей день она хранит память о своих незаурядных обитателях и cреди шумных будней современности выглядит трогательным кадром из далекого ярославского прошлого.

Мария АЛЕКСАНДРОВА

Городские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе