Созидание среды

Два новых проекта ПТАМ Виссарионова, разработанных для Архангельска и Сочи. Разные по климатическим условиям, типологии и площади, они похожи тем, что создают новые общественные пространства.

информация:

архитектор:

Юрий Виссарионов

Yuri Vissarionov

мастерская:

ПТАМ Виссарионова

что:

Общественно-деловая пешеходная зона с подземной автостоянкой

где:

Россия. Архангельск просп.Чумбарова-Лучинского (у пересечения с ул.Карла Либкнехта)

авторский коллектив:

Е.А.Бастрыкин (рук.проекта), Ю.Г.Виссарионов (рук.коллектива), К.М.Савкин, Д.В.Зиборов, Е.А.Копьёва, А.Д.Фесенко

что:

Проект переоборудования кафе в магазин солнцезащитных устройств

где:

Россия. Сочи Приморская ул.

авторский коллектив:

Ю.Г.Виссарионов (рук.), К.М.Савкин, Д.В.Зиборов, А.Д.Фесенко

В обоих случаях работа начиналась с задания спроектировать сугубо утилитарный объект – центру Архангельска требовалась новая подземная парковка, в Сочи в реконструкции нуждалось кафе, – которое архитекторы использовали как повод и возможность создать нечто большее.


В Архангельске архитекторам ПТАМ Виссарионова достался участок, расположенный в самом центре города – на проспекте Чумбарова-Лучинского, неподалеку от здания городской администрации и площади Ленина. В плане он имеет форму довольно узкого и длинного прямоугольника, вытянувшегося вдоль проспекта между улицами Воскресенская и Карла Либкнехта. Своей северо-западной границей участок соседствует с территорией высотного административного здания – характерная модернистская «свечка» замыкает перспективу этого пространства, а юго-западной – с банковским комплексом, которому, как и городу, необходим паркинг. Сейчас на этом прямоугольнике расположена открытая наземная парковка, которая всегда плотно заставлена машинами – дело в том, что за перекрестком с ул.Карла Либкнехта проспект Чумбарова-Лучинского становится пешеходным: несколько лет назад городские власти решили свозить сюда постройки деревянного Архангельска и превратили часть проспекта в улицу-музей. Получилась очень живописная прогулочная зона, окруженная домами XVIII-XIX вв, но пока она фактически заканчивается ничем – обрывается, упираясь в стихийную парковку. Так что идея продлить ее, убрав припаркованный транспорт под землю, напрашивалась сама собой, и ПТАМ Виссарионова, по согласованию с главным архитектором Архангельска, трактовала высвобождаемое пространство как переходное звено от камерной исторической застройки к масштабной высотке.


Помимо деревянных особняков и бетонной вертикали, по соседству с участком имеется еще одно здание, которое трудно обойти вниманием. Это многоподъездный жилой дом, расположенный на другой стороне проспекта и по длине практически сопоставимый с застраиваемым прямоугольником. Восемь жилых этажей приподняты на характерные для 1970-х треугольные опоры, за которыми расположены входы в магазины и службы быта, занимающие первый этаж, а выше единственным украшением протяженного фасада являются треугольные балконы-эркеры. Таким образом, участок, который предполагается превратить в общегородское благоустроенное пространство, на уровне улицы соседствует с крытой пешеходной галереей. Наверно, можно было бы застроить продолжение пешеходной улицы водевильными особнячками или ограничиться стандартным благоустройством в виде лавочек и фонарей, но архитекторы ПТАМ Виссарионова сочли, что подобное решение неизбежно будет диссонировать с внушительной пластиной из силикатного кирпича, будто ощетинившейся треугольными «шипами». Поэтому, проектируя объемы, по своим габаритам сомасштабные исторической застройке, авторы проекта стремились найти для них форму, которая была бы одновременно созвучна и ей, и модернистскому наследию. .


Таким компромиссом стали несколько компактных невысоких зданий (максимум два этажа) со скатными кровлями. С одной стороны, скаты роднят эти объемы с «прадедами» на продолжении улицы, с другой, архитекторы заменяют традиционный конек на плоский фрагмент, а сами скаты продлевают до земли, благодаря чему дома приобретают характерный технократичный силуэт, который по духу и геометрии уже куда ближе нависающей над ними многоэтажке. Авторы не боятся породнить новое пространство с существующей пешеходной галереей и с помощью цветового решения: один из вариантов проекта предполагает, что массивные опоры будут выкрашены в яркие тона, которые затем «перетекут» по асфальту прямо на кровли. Менее радикальный вариант избрал монохромное, почти черно-белое решение домиков – вроде бы и не броско, но на фоне силикатного кирпича заметно выделяется. Современное «происхождение» объемов подчеркнут и полностью остекленные главные фасады, обращенные к создаваемой пешеходной зоне. Поскольку эти домики выполняют роль торговых и выставочных павильонов, в проектных предложениях прозрачные фасады трактуются как витрины, которые в темное время суток обеспечат городское пространство дополнительным светом и уютом.


Бывшую парковку предполагается частично озеленить, а бывшую проезжую часть ликвидировать вовсе, так что пешеходное пространство, которое раньше скромно ютилось под консолью жилого дома, теперь становится единственным и полноправным владельцем территории. Въезд же на подземную трехуровневую автостоянку, с которой все началось, расположен с обратной стороны – между комплексом и территорией банка – и спроектирован максимально незаметным.


В Сочи, как уже говорилось, отправной точкой проекта стала необходимость реконструировать существующее кафе. Оно расположено на набережной Черного моря, непосредственно за пляжной полосой, и окружено зеленым сквером. Этот участок также имеет прямоугольную форму и вытянут с запада на восток под углом к береговой линии. Сейчас кафе представляет собой небольшое здание с открытой верандой-навесом на втором этаже – с потоком посетителей оно не очень справляется даже в «низкий» сезон, поэтому владельцы и приняли решение о его расширении.


При этом единственной территорией, куда можно было бы расшириться, является собственный зеленый двор, так что архитекторы оказались перед сложным выбором – новое строительство или сохранение зелени. Впрочем, проектировщики и в этом случае нашли компромисс. Для этого основным строительным материалом избраны различные солнцезащитные конструкции – тенты, навесы, даже жалюзи.


«Типологию этого небольшого, но функционально насыщенного объекта мы сами определяем как «торговый домик-кафе с павильонами-беседками», – поясняют авторы. Реконструируя существующее здание кафе (архитекторы заменяют его верхний этаж и накрывают сложносочиненной кровлей, словно позаимствованной у мастеров оригами), авторы дополняют его целой чередой легких остекленных павильонов, а пространство между ними заполняют растениями, лавочками и обеденными столиками.


Новые сооружения представляют собой лаконичные кубики, стены которых выполнены из жалюзи, так что в зависимости от положения ламелей они становятся либо сплошными, либо насквозь проницаемыми. С основным зданием они связаны лентой навесов. А для того, чтобы объемы не выглядели как вагоны железнодорожного состава, тентам архитекторы придают разную геометрию – одни продолжают тему кровли реконструируемого здания и уподоблены бумажным журавликам, другие решены как маркизы. Вместе они образуют камерное, но сложно организованное пространство, соответствующее духу и климату курортного города.




текст: Анна Мартовицкая

Агентство Архитектурных Новостей

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе