Природа дикой не бывает

Слава Ярославского зоопарка сегодня вышла далеко за пределы родного города, хотя, конечно, среди ярославцев он особенно популярен. Сюда приходят родители с детьми, молодые парочки и школьники на уроки биологии. И мало кто помнит, что еще несколько лет назад на месте, где сегодня стоят просторные вольеры для зверей и где люди могут наслаждаться общением с красивой природой, был заброшенный пустырь, заросший диким кустарником.
Тогда мало кто верил, что на этом самом месте можно построить такую красоту. Но ведь построили. А когда построили, поняли, что в прежних границах зоопарку тесно. И было решено расширить его территорию. Однако, когда эти планы начали реализовываться, возмутились представители садоводческого кооператива «Геолог», который граничит с зоопарком.

Нежелательное соседство
Из-за чего разгорелся сыр-бор? В 2010 году было подписано постановление мэрии, согласно которому в ведение зоопарка отошел участок муниципальной земли, граничащий с садоводчеством «Геолог». Это не просто пустырь, а территория Смоленского бора, куда дачники и жители соседних сел ходят за грибами и ягодами, а то и просто на пикники.
Поначалу предполагалось что забор, отделяющий территорию будущего сафари-парка от дачных домиков, пройдет в буквальном смысле рядом с их калитками. Но когда люди начали возмущаться, решено было отодвинуть изгородь на десяток метров ближе к лесу. Однако, по мнению садоводов, и это решение является половинчатым.
– Забор очень высокий, к тому же он закрывает нам доступ в лес и к водоему, где мы привыкли отдыхать, – поясняет председатель садоводческого кооператива Сергей Шленский. – За этим самым забором остается и озеро – единственный для нас источник воды, из которого в случае пожара мы сможем взять воду. А еще в двух шагах от наших участков проходят трубы ТЭЦ и Водоканала...
Рядом с нашим кооперативом расположено еще одно садоводческое товарищество – «Шинник», а неподалеку – село Смоленское и деревня Борки, там тоже люди живут. Получается, что нарушаются не только наши права, но и сотен других горожан. Именно поэтому я принял решение обратиться в прокуратуру, чтобы она дала свое заключение, насколько законно занимает зоопарк новую территорию. Вы лучше приезжайте и посмотрите на все своими глазами.

Убитое озеро
И вот мы с фотокорреспондентом Сергеем Шубкиным в сопровождении руководителя пресс-службы зоопарка Назыркула Дауткулова едем к границе «Геолога». Останавливаемся около одного из домиков, расположенных неподалеку от спорного водоема.
Первое, что бросается в глаза, заросшая сухим камышом и травой полоса протяженностью в сотню метров. Она отделяет «жилой сектор» от длинной канавы, вода в которой уже покрылась корочкой льда. Неподалеку – огромная куча мусора. Впрочем, он здесь повсюду. Какие-то старые вещи, ржавые ведра, подгнившие овощи, полиэтиленовые пакеты из-под удобрений… Понимаешь сразу же: достаточно одной спички, чтобы все полыхнуло и сгорело в считанные минуты.
Во дворе домика замечаем хозяев, подходим, чтобы познакомиться. Семейство Золотаревых владеет этим участком уже сорок лет. Аккуратно вскопанные грядки застыли в ожидании будущей весны. Прямо над ними возвышается скромный деревянный домик. Тихо кругом, но уж очень неуютно. А ведь когда-то, по словам хозяев, здесь была такая красота и чистота, что душа отдыхала.
– Вот по этой канаве, которая справа от вас, лет двадцать назад уточки с утятами плавали, и рыба водилась, – рассказывает хозяйка. – А вода в ней была проточная, чистая, мы и белье здесь не боялись стирать, да и детишки рядом с нами плескались с удовольствием.
– А сегодня кто мусор рядом с вами сваливает? – интересуемся мы.
– Да все – и соседи наши, и жители деревни, мы с ними борьбу ведем, но все бесполезно. Подождите, весной, когда все приедут, тут и леса-то не видно будет, все завалят. Но страшнее, когда кто-нибудь этот самый мусор жечь начинает… Огонь прямо на нас идет. Сколько раз от огня кооператив спасали – не сосчитать!
– А вы не пробовали организовать вывоз этого мусора, контейнеры поставить?
– Да пробовали и контейнеры привозили, даже грузили все в них сами… Но сейчас у нас новый председатель, он вырыл котлован, написал слово «мусор», вот теперь туда все и валят. Даже не верится, что когда-то здесь по-другому было: и лес, и речка, и озеро... Это ведь люди все угробили, стали туда валить что ни попадя, вот постепенно все и заросло камышами, в болото превратилось.
Мы люди небогатые, плата за тот же вывоз мусора для нас – проблема. И так деньги на все бесконечно собирают, пенсии уже на жизнь не хватает. Председатель попытался что-то сделать, но он ведь тоже не все может, так что не знаем, как дальше быть…
Попрощавшись с Золотаревыми, едем к «пожарному водоему». Судя по всему, когда-то он был большим озером с высокими берегами, покрытыми травкой. Рядом – деревня, сосновый лес… Красиво, но только если не смотреть под ноги и прямо перед собой, поскольку загажено все вокруг так, что даже дико становится от одного взгляда на темную воду. Оттуда торчат палки, какие-то старые ветки. Однако одного взгляда хватает, чтобы понять: все живое здесь давно вымерло. Его безжалостно уничтожило полное равнодушие окружающих.

Что имеем, не храним
Впрочем, мертвое озеро теперь владение зоопарка. На наш вопрос, что ждет водоем в ближайшем будущем, Назыркул Дауткулов, рассказывая, что они уже провели семь субботников, обещает:
– Сначала территорию вокруг почистим – сами видите, столько вокруг мусора, затем и озеро в порядок приведем. Это, конечно, задача более сложная. Но вот увидите, скоро все вокруг оживет, а по воде уточки плавать будут. По сафари-парку, который мы здесь обустраиваем, кабарга (это такие милые звери, похожие на оленей) будет бегать, косули, олени, короче, мелкие копытные. Люди по дорожкам ездить будут на элекромобилях и любоваться природой. Беседки в самых живописных местах поставим. Надоест ездить – народ может и в беседку зайти, отдохнуть немного… Но главное, везде удет охрана. Ведь это лес, его беречь надо, поэтому обязательно сделаем с обеих сторон забора противопожарную полосу, чтобы ничего не загорелось.
Кстати вот смотрите, там, где забор идет вниз, виднеется пруд. Его устье когда-то и забили мешками со строительным мусором. Представляете, как теперь их вытаскивать!

А что народ?
Однако вряд ли доводы представителей зоопарка убедят тех, кто приезжает в Борки летом отдыхать. Многие из них уверены: их права нарушены, ведь им перерыли доступ к озеру и Смоленскому бору. И если в лес еще можно пройти по мостику, перекинутому через канаву, то к озеру – никак. Впрочем, какое удовольствие можно получить, лицезрея загаженный водоем, мне понять сложно. Точно так же как и то, как вообще можно отдыхать, расположившись на куче мусора.
У председателя «Геолога» Сергея Шленского есть свое мнение и по этому поводу. Он считает, что главный виновник того бардака, который теперь творится в его родном лесу, новая редакция Лесного кодекса. Ведь после его принятия на федеральном уровне, утверждает Шленский, были уволены десятки егерей и лесничих, которые раньше следили за порядком в лесу.
Наверное, и в этом утверждении есть своя правда. Но ведь не вся. Давайте в конце концов не будем врать хотя бы самим себе и признаемся: мы же сами убиваем природу. Кто еще, кроме нас, оставляет в лесу, на берегах озер и рек пустые бутылки из-под пива и одноразовую посуду? Кто забывает потушить костры и поджигает сухую траву? Мы ведем себя так, потому что эти леса и реки ничьи, отсюда и вседозволенность. Вот если бы у нас, как в Европе, за устройство подобной свалки штрафовали виновных тысяч до сорока, все было бы по-другому.
Правда, там повсюду в местах массового отдыха установлены мусорные контейнеры, а у нас их не найдешь даже в тех лесах, что находятся в черте города. Лишь в последние годы стали и у нас появляться энтузиасты, которые с мешками, граблями и лопатами выходят на уборку «городских легких». Так, в Тверицком бору с весны проходят субботники, и то, что лес благодаря неравнодушным людям стал намного чище, видно невооруженным глазом.
Но вернемся к конфликту дачников и руководства зоопарка. Уже в ближайшие недели, скорее всего, станет известно, как он разрешится. Однако искренне жаль, что свое слово в этом споре не могут сказать спиленные и поваленные деревья, замусоренные водоемы, погибшие и нерожденные рыбы, звери и птицы. Откровенно говоря, очень бы хотелось, чтобы именно их мнение стало решающим.
Городские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе