По законам "поп-механики" Курехина

16 апреля пройдет VII Ежегодная Независимая Премия в области современного искусства им. Сергея Курёхина. 
И впервые в своей истории – не там, где она проходила ежегодно. 
Во время крэш-мэппинга «Деконструкция».питерского кинотеатра «Прибой» - бывшего и будущего Центра им. Курехина
ФОТО АВТОРА


Главная награда независимых творцов Петербурга и всей России найдет героев на основной сцене БДТ, а не в бывшем кинотеатре «Прибой», где Центр современного искусства Сергея Курехина обитал с 2007 года. 1 апреля кинотеатр «Прибой» был разрушен – публично и артистично. Но это еще не конец, деконструкция стала прологом к реконструкции Центра им. Курехина. Цена вопроса – сама по себе большой вопрос.



Отбой, "Прибой"!

Театрализованное разрушение здания кинотеатра «Прибой», приуроченное к "дню дурака" 1 апреля, получило название крэш-мэппинг «Деконструкция». Такого в России еще не было. Началось действо вполне чинно: Павел Семченко и Максим Исаев из Инженерного театра АХЕ чуть не полчаса поливали пыльные окна «Прибоя» белой краской, а когда из бывшего кинотеатра повалил сценический дым (говорят, для этого эффекта понадобились чуть не все театральные дым-машины города), на мутных стеклах заплясали мутные же, по преимуществу черно-белые картинки от группы медиахудожников «ТЕ», которые можно условно отнести к жанру 3D-mapping.

Как только АХЕ в серых халатах запулили первым кирпичом в витрину, публика взорвалась овацией. Ритуальное действо пролетарского свойства вызвало в зрительских массах не просто энтузиазм, но стремление немедленно поучаствовать в акции. Грохот разбивающихся стекол отлично рифмовался и с прерывистым (из-за технических неполадок) саундтреком «из Курехина», и с жуткой погодой. Катарсисом этого всеобщего панка на ветру выступили два строительных монстра – пока чудовищная металлическая клешня, выхваченная прожектором, под звуки незабвенной курехинской Anna Donna отгрызала от «Прибоя» здоровенные куски здания, маленький меланхоличный экскаватор отскребал плитку от лестницы, к нему ведущей. Артхаусный кошмар воплотился в жизнь. Было страшновато. Отбой «Прибой»! Настали времена почище.

Когда рушат ветхие здания, пусть даже с благой целью реконструкции, остается ощущение нематериальной утраты. Будто кто-то выбросил старую дедовскую чашку и взамен собрался купить новую. Все дело в наличии истории, какой бы она ни была - у старой чашки она есть, а новой лишь предстоит обрести жизненный опыт и родословную. Такой чашкой с трещинками и был «Прибой». История его невелика, но причудлива. 48 лет назад был построен обычный советский кинотеатр с отголосками конструктивизма в архитектурном профиле. Оставался бы он по сей день захудалой городской киноточкой на задворках Среднего проспекта Васильевского острова, если бы в 2007 году градоначальник В И. Матвиенко не заселила сюда Центр современного искусства им. Курехина, выросший из фестиваля памяти Курехина SKIF - предприятие к тому времени именитое, международно признанное, но совершенно бездомное и внегосударственное. Молвил слово губернатор: «Продвинутая молодежь должна иметь место, чтобы собираться и заниматься творчеством в самых разных направлениях». Свершилось: был «Прибой» лаптем, а стал «Прибой» дворянином с приличной фамилией.

Курехинский центр (который в народе все равно именовался «Прибоем») почти 10 лет исправно поддерживал креативное бурление, впрыскивал в массы элитарное искусство. Фестивали SKIF, «Электро-Механика», «Этно-Механика», разовые проекты и выставки, премия им. Курехина и т.д.  — на этой почве растет не первое поколение петербургской «молодой шпаны». «Прибой» перманентно расстраивал своих прихожан и резидентов неухоженностью и обшарпанностью (кондовой советской постройке статус Центра современного искусства не добавил волшебных перевоплощений) — однако «местом силы» служил исправно.


Сергей Курехин, Борис Гребенщиков и Виктор Цой на концерте в Ленинградском рок-клубе, декабрь 1983 года
ИТАР-ТАСС/ ИНТЕРПРЕСС/ АВТОР: ВАЛЕНТИН БАРАНОВСКИЙ



Финанс-механика

Год назад, к удивлению горожан, выяснилось, что Курехина горячо любят не только интеллигенты и хипстеры, но и городская власть. И не просто любит, а с необъяснимой щедростью. А может быть, они тоже любят его с молодости? Во всяком случае, рассчеты выглядят так. На всю культуру Санкт-Петербурга в 2015 году было выделено около 10 миллиардов рублей, где 8 из них — это гособязательства: зарплаты и прочие выплаты сотрудникам подведомственных Комитету по культуре учреждений. Из оставшихся 2-х млрд на все возможные культурные нужды Петербурга (включая дорогостоящие реконструкции и реставрации) Центру современного искусства им. С. Курехина на реконструкцию было предложено выделить 832 млн. Почему?

На этот вопрос внятного ответа не знает никто. Ни журналисты, пытавшиеся проводить расследования, ни депутаты местного ЗАКСа, тщетно поднимавшие вопрос о весьма странном распределении бюджетных средств. Сами получатели аппетитного бюджетного пирога тоже не в курсе о причинах столь щедрых вливаний в их скромное учреждение. Проектно-сметную документацию на реконструкцию «Прибоя» они подавали еще в 2011 году, четыре года никаких радостных вестей от властей не получали, в прошлом году вдруг узнали о потрясающем «бинго!».



Музыка в камне

В конце февраля 2016 года было объявлено: подрядчик реконструкции бывшего «Прибоя» -  ООО «Строительная компания «ЭТС» (хотя ранее на эту роль прочили петербургского тяжеловеса, группу «ЛСР»), сумма контракта - до 890 млн. рублей. Если объект не перекочует в тоскливый долгострой, то работу должны закончить уже к концу 2017 года. За эти деньги обещают не просто реконструкцию, а трансформацию здания. Площадь Центра Курехина должна увеличиться почти в два раза и составить 5,5 тысячи квадратных метров.

Кроме зрительного зала на тысячу человек, который останется от прежнего "Прибоя", должен появиться малый зал, музей "Поп-механики", выставочное пространство и кафе. Просто сказка для любителей современного искусства. Такое впечатление, что власти решили переплюнуть другой находящийся неподалеку от «Прибоя» популярный пятиэтажный храм всего авангардного и актуального — крупнейший в России частный музей современного искусств Эрарта. Но это лишь домыслы, коим место на кухне. 



Авангардно!

Кто бы мог подумать, что эпатажные ленинградские рокеры, в конце 80-х скакавшие на сцене  вместе с козами и гусями в сопровождении симфонического оркестра, породят целое явление, которое войдет во все энциклопедии истории культуры современной России. И уж точно никто не мог представить, что уже через 20 лет после смерти композитора-авангардиста город отрядит огромные деньги на благоустройство центра его имени. Но, как видим, ироничный до абсурда Курехин и после смерти умеет нас повеселить. Мы будто присутствуем на представлении "Поп-механики", вырвавшейся за пределы зала и захватившей даже коридоры власти. Кажется, что-то такое Сергей Курехин себе и представлял.

Эпоха, когда андеграунд находился где ему и положено – в подвалах и на задворках – ушла. 16 апреля Премия им. С. Курехина будет вручена новым независимым в самом что ни на есть академичном антураже – в БДТ. Только что переназначенный худрук театра Андрей Могучий – сам из неформальных (как основатель «Формального театра»). Художественно безобразничать на сцене - во время церемонии вручения Премии - назначены те же концептуальные перформеры из театра АХЕ, что помогали разрушать приснопамятный «Прибой». Маргиналы, как обычно, становятся законодателями мод. Во всяком случае, русскому авангарду это не впервой.
Автор
Тамара Ларина «Expert Online»
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе