"Отверстие Пуанкаре и шарики Перельмана"

Совет по сохранению культурного наследия защитил Манеж от колдуна Сергея Давитая

Петербургский совет по сохранению культурного наследия вчера запретил организаторам выставки "Гении и шедевры" полностью задрапировывать ЦВЗ "Манеж" на время летней экспозиции в громадный параллелепипед черной материи. По замыслу устроителей, которыми предводительствует бывший советник экс-губернатора города Владимира Яковлева Сергей Давитая, оформление Манежа должно было перекликаться с "Черным квадратом" Казимира Малевича, из которого "вышли все современные художники". Организаторы, обидевшиеся на "бездарностей из совета", обещают оформить вернисаж еще более эпатажно

Вопрос "о возможности реализации дизайн-проекта — временной конструкции укрытия Конногвардейского Манежа к выставке "Гении и шедевры" (24 июня — 16 июля)" вчера привел уважаемых пенсионеров-членов Совета в турбулентное состояние: один из них признался, что последний раз там так ругались во время обсуждения проекта "Охта Центра". Концепция выставки, согласно заверениям представлявшей проект профессиональной пиарщицы Татьяны Алексеевой, заключается в том, чтобы "вернуть автора в центр внимания человеческого общества". "XX век закончился, а начало нового века в искусстве и науке до сих пор задерживается, — заявила госпожа Алексеева, — отсутствуют манифесты, культурные открытия нового времени". Эту ситуацию, по мысли пиарщицы, должна будет исправить планирующаяся выставка, на которой будет представлено абсолютное новаторство в творчестве, ну или на худой конец "высшая степень воплощения существующих форм в искусстве", то есть шедевры. Среди приглашенных для участия в выставке "двухсот гениев от графики, живописи, скульптуры и других форм выражения художественного начала в личности" — такие имена, как Юрий Купер, Олег Яхнин и Вячеслав Михайлов.

Идеологом проекта является экс-советник экс-губернатора города Владимира Яковлева Сергей Давитая, прозванный прессой тех лет "личным астрологом губернатора" и "придворным колдуном", — человек, представлявшийся на своих визитках как "гений", скромно и со вкусом, и прославившийся как идеолог "Праздника корюшки". Также известен записью симфонической "Индустриальной трилогии", посвященной Штокмановскому месторождению.

Неотъемлемой частью художественной задумки авторов выставки является внешнее оформление Манежа — здание Джакомо Кваренги хотят обнести лесами, а их полностью обтянуть черной тканью, тем самым отсылая посетителей к "Черному квадрату" (оценочная стоимость натягивания — $1 млн). Внутри же посетители будут ходить с фонариками в полной темноте. Как рассказал на заседании совета господин Давитая, на открытии выставки, где они ждут ни много ни мало Габриеля Гарсия Маркеса, специальные люди разрежут "черный квадрат" напротив входа афганскими ножами — и это будет своего рода "отверстие Пуанкаре, из которого будут выкатываться шарики Перельмана". Из дальнейшего, столь же образного потока сознания господина Давитая можно было понять, что идея выставки состоит в том, что организаторы хотят покончить с "Черным квадратом" как главным символом современного искусства и предложить новые шедевры.

Вопреки ожиданиям, глава КГИОП Вера Дементьева восприняла идею благосклонно, высказав только одно опасение: "Коробочку потом поднимут, а Манежа-то и нет". Так же позитивен был и рецензент проекта — архитектор Михаил Мильчик, правда, объяснил свое благорасположение он очень оригинально: "Это полезное начинание вызовет у петербуржцев ощущение шока, так как будет кричащий контраст с ансамблем Дворцовой, Исаакиевской и Сенатской площадей. Эксперимент позволит ответить на вопрос, что было бы, если бы мы начали воплощать в городе подобные проекты". Собственно, он единственный, кто считал, что "вытерпеть этот шок в течение 21 дня — возможно". Экс-глава КГИОП Никита Явейн напомнил, что в Петербурге "культурных провокаций в последнее время хватает" и "истероидность по этому поводу уже перешла разумную грань". К тому же он упрекнул экспозиционеров в незнании геометрии, сказав, что фигура 44 на 20 метров по торцу — "это никак не квадрат Малевича". Защитник города Александр Марголис поддержал коллегу в том, что архитектурного шока за последние 10 лет город и так натерпелся достаточно, назвав кощунством подобные инсталляции в центре исторического поселения, защищаемого ЮНЕСКО. "Никакого отношения к Малевичу эта затея не имеет — это разнузданный стеб", — метал грозные взгляды в колдуна Давитая архитектор Марголис. Наконец, члены совета указали на то, что выставка будет проходить в "белые ночи" — высокий туристический сезон, и будет негоже огорчать туристов, которые приезжают в Петербург посмотреть на всемирно известные виды. В итоге при одном голосе "за" и двух воздержавшихся совет напрочь запретил "омалевичевать" Манеж. Господин Давитая в фойе КГИОП, где проходил совет, словесно бичевал его членов, называя произошедшее "неврозом интеллигента" и "проявлением бездарности в виде протеста". Впрочем, от выставки он отказываться не намерен, так как "контракт с Манежем уже заключен", — и обещает придумать новое оформление экспозиции, чтобы оно вызвало еще больший шок.

Константин Андрианов

Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе