Существуют жесткие регламенты по использованию территории объекта культурного наследия, каковым является Спасо-Преображенский монастырь. Новое строительство здесь запрещено. Новый памятник – это чужеродный элемент для ансамбля Спасо-Преображенского монастыря. И он будет нарушать целостность ансамбля.
Среди профессионалов не принято «привязывать уже готовый объект (памятник, объект монументального искусства) в существующую среду, тем более в среду такого уровня, как Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле. А здесь очевидно, что памятник уже заранее был разработан для какого-то другого места. Так, «чтоб добро не пропадало», его к нам, в провинцию, и привезли.
А Ярославль, похоже, стал своеобразной культурной мусорной свалкой для москвичей: можно припомнить даренного господином Церетели жуткого медведя, пытающегося прибить лапой несчастную рыбу, которого, похоже, некуда больше девать, как сунуть в Ярославль. Напрашивается вопрос чиновникам, которые принимали решение по установке памятника: в чем смысл установки двух памятников, посвященных одному и тому же событию, расположенных в двух шагах друг от друга? Ведь в Ярославле уже есть памятник, связанный с ополчением Минина и Пожарского, – современная часовня, прозванная в народе «ракетой», изображенная на 1000-рублевой купюре.
Галина Минина, архитектор
Комментарии:
Лариса Сорокина, директор Департамента культуры Ярославской области:
– Регламент запрещает капитальное строительство на территории объекта культурного наследия, но памятник является элементом благоустройства, поэтому регламент при размещении малых архитектурных форм не нарушен.
Юрий Аврутов, председатель комитета историко-культурного наследия:
– Департамент культуры согласовал проект памятника. По проекту – монумент высотой 4,150 м. И представляет собой мозаичное панно на каменной плоскости.
Елена Анкудинова, директор музея-заповедника:
– Монумент «Клятва князя Пожарского» – подарок академика Академии художеств Василия Нестеренко. Денег из казны на него не потрачено. Основание для памятника делают спонсоры. На мой взгляд, классические, строгие формы прекрасно впишутся в ансамбль музея-заповедника.
От редакции: К тому, что при претворении проектов зданий, памятников и прочего размеры увеличиваются в геометрической прогрессии, мы уже привыкли. Где 4 метра, там и 6. Между тем в городе усиленно курсируют слухи, что автором памятника является родственник полпреда господина Полтавченко. Впрочем, как гласит народная мудрость, нельзя верить слухам. Правда, есть и другая, не менее народная, мудрость: дыма без огня не бывает. Поживем – увидим.
Караван-Рос