Муромские были: мощи святых Петра и Февронии хранятся здесь

Первое письменное упоминание о Муроме, содержащееся в «Повести временных лет», относится к 862 году от Рождества Христова, стало быть, в 2022-м он отмечает 1160-летие. 

В былинные времена здесь жило известное финно-угорское племя. Постепенно славяне-русичи вытеснили мурому, однако в топониме она осталась навеки.


Крайний юго-восточный форпост Руси изначальной, расположенный на берегу Оки, никогда не был эпицентром глобальных катаклизмов, и тем не менее след в отечественной истории оставил очень заметный. Здесь княжил первый русский святой, Глеб, убитый властолюбивым и коварным старшим братом Святополком (Окаянным). Из этих мест родом самый прославленный русский богатырь, также причисленный к лику святых. Об особом мужестве муромской дружины на Куликовом поле повествуют старые летописи и труды маститых историков. Иван Грозный здесь некогда сконцентрировал войска для знаменитого похода на Казань, а вернувшись оттуда с победой, возвел на месте старой церкви (в ней хранились мощи святых Петра и Февронии) Богородице-Рождественский храм. Среди отрядов ополчения, которым руководил князь Дмитрий Пожарский, также имелась муромская дружина.

В 1727 году в русской армии появился регулярный муромский пехотный полк. За два (без малого) века существования он снискал себе неувядаемую славу. Во время Семилетней войны за особые заслуги его наградили двумя георгиевскими трубами. Дважды, в 1760-м и 1813-м, доблестное подразделение победным маршем входило в Берлин (а в 1814-м — в Париж). Полк поучаствовал почти во всех походах Суворова, храбро сражался под Кинбурном, штурмовал Очаков, переходил через Альпы. Во время Отечественной войны 1812 года прошел путь от Смоленска до Москвы. В 1850-е за оборону Севастополя муромляне получили восемь георгиевских крестов, а сам полк — георгиевские знамена. В Первую мировую войну он дошел до Кёнигсберга. После Октябрьской революции история его ратных подвигов завершилась, но память о славных земляках-потомках Ильи Муромца доныне жива.

Что же касается знаменитого богатыря, то он родился в селе Карачарово приблизительно в 1063-м. Былины гласят, что до 33 лет он не мог ходить, и вот однажды, когда Илья оставался дома один, пришли нищие странники (на самом деле посланники Господа) и попросили принести им воды. Чудесное исцеление произошло мгновенно, добрый молодец вдруг встал и пошел исполнять просьбу «калик перехожих», а вскоре после этого, почувствовав в себе силу богатырскую, поступил на службу к киевскому князю Владимиру Мономаху. Поражений могучий витязь не знал, но своими победами никогда не хвастался. Самая символичная из них — над Соловьем-разбойником: такое прозвище, по одной из легенд, носил языческий жрец, промышлявший со своей бандой разбоем и якобы выражавший таким образом протест против новой религии. Илья после своего чудесного избавления от недугов принял христианство, и эта победа Муромца — символ торжества веры Христовой, преодоления языческих культов на Руси.

Как он принял монашеский постриг, история умалчивает. По одной из версий, воин ушел в монастырь после того, как получил в бою тяжелое ранение. В те времена такое не было редкостью — тленные, преходящие ценности на вечные меняли многие ратники, готовя душу для перехода в иной мир. По другой версии, богатырь был смертельно ранен неподалеку от монастыря.

Похоронили его вначале в Софийском соборе, а потом усыпальницу перенесли в Ближние (Антониевы) пещеры Киево-Печерской лавры. Мощи остались нетленными, что опять же доказывало: жизнь героя была истинно святой.

Памятник воину-монаху сегодня украшает Окский парк Мурома, а частички священных останков хранятся в местном Спасо-Преображенском монастыре и, говорят, исцеляют от болезней позвоночника и параличей.

Еще один здешний монастырь, Троицкий женский, хранит мощи святых Петра и Февронии, тех, кому уже в наши дни власти официально посвятили День семьи, любви и верности. Эти реликвии передали православной церкви относительно недавно, в 1992 году, а во времена СССР они хранились в местном музее.

Церковное предание отождествляет эту чету угодников Божьих с муромским князем Давидом и его супругой. Правивший с 1204-го по 1228-й Давыд Юрьевич неоднократно упоминается в летописях. Несовпадение в именах объясняется тем, что у русских князей часто было по два христианских имени, а при пострижении в схиму нередко возвращали первое. Как бы там ни было, к мощам святых приходят просить о семейном счастье и рождении детей. И забирают с собой воду из бьющего здесь святого источника...

Пословицу «Никто не таков, как Алексей Ермаков» в Муроме знает каждый. Так звали городского голову, находившегося на этой высокой и чрезвычайно хлопотной должности в 1862–1869 годы. Город при нем изрядно преобразился. Алексей Васильевич построил театр и библиотеку, провел телеграф, расширил богадельню, открыл женское училище. А еще — снес ветхие, покосившиеся, уродовавшие центр лавки, обустроил ярмарку на Спасском съезде к Оке, а площади и улицы замостил булыжником. Свой город жители должны были содержать в чистоте: указом градоначальника им предписывалось не реже раза в неделю мести прилегавшие к их домам мостовые.

Но самым главным достижением Ермакова стал водопровод. В те годы этого блага цивилизации не было даже во Владимире. За водой люди ходили на реку, мало у кого во дворах были колодцы. Деньги в строительство голова вложил с условием: все муромляне станут пользоваться водопроводом бесплатно. Водонапорная башня была заложена в июле 1863-го на пересечении улиц Рождественской и Вознесенской (сегодня Ленина и Советской), а еще через год водовод с 14 колодцами и специальными колонками для лошадей был торжественно открыт. Эту большую, построенную по проекту архитектора Егора Ержемского, башню затейливо украсила башенка со шпилем и тремя рядами окон с резными наличниками. Данное сооружение является местной достопримечательностью и сегодня. Тут же находится мемориальный бюст строителя-градоначальника, дабы хозяева и гости города помнили: никто не таков, как Алексей Ермаков!

Недалеко от водонапорной башни, на Московской улице, стоит трехэтажный каменный дом, когда-то принадлежавший состоятельному купцу Козьме Зворыкину. Он был человеком весьма уважаемым — председателем Общественного банка, а одно время и городским головой. В семье купца подрастало семеро детей, пять девочек и два мальчика. Младшему из них, последышу, родившемуся в 1889 году, мы обязаны появлением телевизора.

Владимир Зворыкин с малых лет, по словам отца, интересовался «проводами». В детстве и юности хорошо учился, поступил в Санкт-Петербургский университет. Стал дипломированным инженером. Но случилась революция с ее «экспроприацией экспроприаторов», и наследство муромского купца оказалось в руках победившего пролетариата. Владимир Козьмич эмигрировал в США и там сумел устроиться сперва в научно-исследовательскую лабораторию корпорации «Вестингауз», а потом в RCA, где ему удалось воплотить в жизнь давние мечты: катодная трубка для передачи изображения на расстояние и приемник к ней переместились из чертежей в реальный мир. Новое оборудование Зворыкин запатентовал, а через какое-то время первые оснащенные кинескопами телевизоры появились в американских домах. «Я выпустил «монстра, способного промыть мозги всему человечеству», — говорил он много позже в одном из интервью. Ныне мы все убеждаемся в справедливости этих пророческих слов...

На муромском гербе, наверху изображен золотой лев, внизу — три золотых калача на голубом поле. Говорят, Екатерина II, будучи здесь проездом, пришла от калачей в восторг, а ее сын Павел даже отправил несколько штук по почте в Петербург. Так что Муром — родина не только святых и мастеров-изобретателей, но и искусных кулинаров.

Здешняя стерлядка на палочках — блюдо, которое доставлялось императорскому двору. Весьма знаменит и вкус муромских огурчиков. Когда-то в селе Карачарове приезжие чиновники брали взятки... семенами здешних огурцов. Но это — уже совсем иная история.

Автор
Алла КРАСИНСКАЯ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе