Машина времени

Тайны рыбинского архива раскрываем вместе с его работниками в год столетия учреждения.

Документы, чертежи, журналы, письма, фотографии, метрические книги и даже столбец XVII века – в рыбинском филиале Государственного архива Ярославской области хранится почти миллион дел.


Здесь, на бесконечных стеллажах, в коробках и связках живет самый ценный ресурс – время.

Уже 22 года архив занимает несколько этажей инженерной высотки на бульваре Победы. Площади арендует у КБ «Луч». Два лифта, просторные кабинеты с большими окнами, по длинным коридорам гуляет запах старых книг. Обстановка – как в советском кино. «Библиотечную» тишину нарушает лязганье металлических тележек – в них архивисты перевозят папки с документами. Особо ценные, дореволюционные экземпляры, отправляют на 8 этаж. Посторонним в хранилище не попасть, на дверях – кодовые замки.



Архивное дело

2021 год для рыбинского филиала – юбилейный.

Государственные архивные учреждения на местах стали создаваться в 1918-м, правда, до Рыбинска нововведение дошло лишь три года спустя. И то благодаря инициативе местной интеллигенции. Хлопоты по созданию городского архива взяли на себя члены этнографической секции Рыбинского научного общества.

В неспокойные 20-е годы небольшая группа энтузиастов проделывала огромную работу по поиску документов, их перевозке, а затем разбору и систематизации. Члены архивной комиссии даже устраивали субботники и привлекали к разбору бумаг школьников. Они обследовали архивы городской управы, уездного земства, городского суда, учебных заведений, банков, казначейства, сберкассы, полиции и жандармерии, архив Гроховского полка и др. Часто условия хранения документов приводили членов комиссии в ужас. В ценные бумаги заворачивали продукты. Документы биржевого комитета, хранившиеся в коммерческом училище, приспособленном под военный госпиталь, использовали для скрутки папирос больные солдаты и служащие. Часть архива женской гимназии валялась среди хлама в сарае, другая лежала прямо в коридоре училища и расхищалась учащимися. Большая часть архива Гроховского полка была продана на бумагу.

11 октября 1921 года коллегия Рыбинского губернского отдела народного образования приняла решение «об открытии в срочном порядке» в Рыбинске губернского отдела Центрархива, а 29 ноября учредили Рыбинское губернское архивное управление.

Поток административно-хозяйственных забот лег на хрупкие плечи Софьи Талантовой, первой заведующей. Дочь священника была настолько предана своему делу, что посвятила архиву всю жизнь, так и не создав семью.

Два конторских стола, мягкий стул и табурет, чернильница, две ручки и два карандаша, дюжина перьев, две конторские книги по 100 листов и немного писчей бумаги – вот и все условия, в которых трудились четверо сотрудников-энтузиастов. Денег не хватало даже на выдачу им минимального жалованья. Тогда в первую очередь хранители стали спасать от расхищения менее громоздкие документы XVII-XVIII веков из помещичьих архивов.

Далеко не все руководители организаций понимали ценность архивов. Они запросто могли сжечь или выбросить документы на улицу. Но борьба с уничтожением ценных свидетельств прошлого все же дала свои результаты. За два года количество фондов увеличилось с 10 до 37. В начале 1926 года их было уже 200, 127 – из дореволюционного периода и 73 – из советского. Архивисты принимали посетителей, выдавали архивные справки, помогали исследователям, занимавшимся научной работой.

В 1928 году рыбинский архив посетил директор Национальных Парижских архивов Франции профессор Шарль Ланглуа.

Несколько раз архив переезжал с места на место, причем в условия, совсем непригодные для хранения документов. С проспекта Ленина, 96 – в здание подворья бывшего Толгского монастыря, затем – в церковь Спасс на Пушкина, в бывшую церковь Святого Георгия на Железнодорожной, а немногим позже, в 1934 году, значительную часть документов перебазировали в бывшую Казанскую церковь.

В феврале 1939 года архив передали в ведение местного отдела НКВД. К началу войны в нем было уже 1298 фондов, это почти полмиллиона единиц хранения. Документы берегли как зеницу ока. Для эвакуации на случай воздушных нападений были отобраны 100 тысяч единиц хранения общим весом 7 тонн. Работа не прекращалась, населению выдавались справки о подтверждении трудового стажа, рождении, смерти, учебе, выделении земли…

С 1982 года на долгие 17 лет местом прописки архива стал Спасо-Преображенский собор. Условия здесь были экстремальными: отсутствовало отопление, не было водоснабжения и канализации, в рабочих помещениях не хватало света.



Одни на миллион

Новая жизнь архива началась в 1999-м, когда его перевели на бульвар Победы в Рыбинске. Архивохранилища оборудовали охранной и пожарной сигнализациями, автоматической системой газового пожаротушения, в них поддерживается необходимый температурно-влажностный и световой режим. К услугам посетителей – читальный зал на 10-12 мест, есть научно-справочная библиотека и для самих сотрудников.

Сегодня они, как и век назад, по-прежнему заботятся о документальной истории области и города. Все, что имеет историческую, производственную, правовую и иную ценность, хранится в строгом порядке на специальных металлических стеллажах. Почти 2500 фондов, миллион бумаг. Самый ранний документ – столбцовая запись из писцовой книги фонда помещиков Ярославовых – датирован 1627 годом. Самые современные – архивы уже не существующих рыбинских предприятий: «Маяк», «Магма», «ВМЗ», «Полиграфмаш».

В фондах периода до 1917 года – весь процесс превращения Рыбинска из дворцовой рыбной слободы в крупную хлебную пристань центральной России, развитие местной промышленности — мукомольной, сыроваренной, канатной, судостроительной, зарождение мануфактурной и кустарной промышленности.

Фонды городской думы, городской управы, уездного земства имеют сведения о градостроительстве, архитектуре и городском хозяйстве. Сохранились материалы о помещичьем, монастырском и крестьянском землевладении. До нас дошли личные и семейные фонды дворян и помещиков Рыбинского, Мологского и Пошехонского уездов: Апраксиных, Кожиных, Ярославовых, Мусина-Пушкина, Лихачева, Делло и других.

В фондах городского управления полиции и местного отделения Ярославского жандармского управления имеются разнообразные сведения по революционной истории края, борьбе правительства с революционным движением. За период до 1917 года Рыбинский филиал хранит документальные материалы Мологского и Пошехонского уездов Ярославской губернии.

Фонды советского периода содержат документы о становлении в городе и крае советской власти, об истории крупных заводов и фабрик, о строительстве Рыбинской ГЭС и создании Рыбинского водохранилища, о трагических событиях, связанных с затоплением Мологского края. В архиве есть фонд Николая Алексеева, заведующего музеем Мологи. Впрочем, случаи, когда краеведы отдают на хранение свои рукописи, не такая уж редкость.

Объем материала – колоссальный. В штате архива 31 человек – архивистов и хранителей. Задач столько, что рук не хватает, говорит директор Светлана Брылева. В архиве она работает уже 23 года, руководит филиалом последние два.

— Функций у нас много. Один отдел занимается сохранностью и учетом – собирает, систематизирует, реставрирует документы. Все они входят в состав архивного фонда РФ, а значит, мы несем ответственность за каждое дело. Второй отдел занят информационным обеспечением и публикацией материалов. Исполняем социально-правовые запросы граждан, выдаем справки, копии. В пандемию резко увеличилось количество электронных обращений – отрабатываем каждое. Кому-то нужны документы для начисления пенсии, а кому-то интересно узнать о своих родственниках. В последние годы возрос интерес горожан к истории своего происхождения, и многие запрашивают документы, чтобы воссоздать генеалогическое древо семьи. Один наш постоянный посетитель собрал в читальном зале материал о предках на целую книгу! – рассказывает руководитель.

В основном спросом пользуются биографические сведения дореволюционного периода. В архиве могут помочь найти данные о близких, проживавших не только в Рыбинске, но и в Мышкинском, Пошехонском, Мологском, Тутаевском районах, достаточно знать название села или деревни. Сложнее, если известно только имя предка – до 1861 года фамилий не существовало. В метрических книгах новорожденных записывали так: Иоанн, Петров сын, Параскева, Захарова дочь.

 

Переход в цифру

В архиве полным ходом идет оцифровка реликвий. В первую очередь в электронную базу попадают метрические книги, в которых священники регистрировали факт рождения, бракосочетания и смерти, исповедные росписи, ревизские сказки.

Перелопатить большой объем информации специалистам помогают волонтеры, студенты и даже просто посетители читального зала. Молодым сотрудникам с историческим образованием здесь были бы рады, но на скромную зарплату желающих найти непросто. Средний возраст сотрудников архива – 50+.

Современные технологии идут на пользу не только старинным документам, но и посетителям. Оцифровка открывает доступ к электронному фонду, который можно изучить из любой точки мира. Причем не только к документам рыбинского филиала, но и всего массива Ярославского архива.

Выявляя уникальные и особо ценные документы, архивисты и сами порой делают интересные открытия. Так они выяснили, что политический деятель Александр Щербаков, имя которого носил наш город, родился не в Рузе Московской губернии, а именно в Рыбинске, о чем свидетельствует запись в метрической книге Георгиевской церкви за 1901 год. Известный скульптор Лев Писаревский, наоборот, появился на свет не здесь, а во Владимире. Запись о рождении поэта-песенника Льва Ошанина была обнаружена в метрической книге Рыбинской городской тюремной церкви. А судя по метрикам церкви села Сретенское, годом рождения дважды Героя Советского Союза Павла Батова является 1898 год, а не 1897, как указано в Википедии.

Архитектурная находка – первоначальный проект здания бывшей Рыбинской земской управы. Оказывается, оно могло выглядеть иначе. В филиале сохранилась калька, изображающая фасад в «ренессансном стиле» с 13 окнами на каждом этаже. Задумку отличало разнообразие рустовки, сложный ритм окон, монументальный венчающий карниз, лепные детали в наличниках третьего, парадного этажа. Вход акцентировал четырехколонный пилястровый портик.

Обнаружился интересный документ, связанный с именем революционера-народника, академика Николая Морозова. Несмотря на отмену частной собственности на землю, в 1923 году он получил в пожизненное пользование имение «Борок» со всеми постройками и инвентарем. Объект освободили от всех налогов и приравняли к государственным культурным хозяйствам.

Светлана вспоминает, как однажды в документах отдела народного образования ей попались любопытные детские сочинения о смерти Ленина. В день кончины вождя школьникам дали задание описать свои впечатления. Ребята писали, что не представляют, как дальше жить, и даже изображали вождя лежащим в гробу.


В Рыбинском архиве почти 2500 фондов, миллион бумаг. Самый ранний документ – столбцовая запись из писцовой книги фонда помещиков Ярославовых – датирован 1627 годом. Самые современные – архивы уже не существующих рыбинских предприятий: «Маяк», «Магма», «ВМЗ», «Полиграфмаш»



Особые условия

Для сохранности реликвиям нужны особые условия хранения. Коробки и связки лежат на стеллажах аккуратными рядами.

— Недопустимо, чтобы документы давили друг на друга или лежали корешком вниз – так они повредятся. Особо ценные на полках помечены красными флажками – в случае эвакуации их вынесут из хранилища в первую очередь, — объясняет Брылева.

Влажность в помещениях отслеживают по приборам – она должна быть не выше 75%. Свет губителен для бумаги, поэтому во всех хранилищах плотно зашторены окна. Даже фотографировать материалы со вспышкой здесь запрещено.

Каждые пять лет фонды перебирают, проверяют на книжный грибок и жучков. Мелкий ремонт делают на месте, подклеивают спецклеем с антибактериальными компонентами. Если нужна серьезная реставрация – отправляют на «лечение» в лабораторию Ярославля.

Прежде чем выдать дело на руки посетителю читального зала, его перелистывают. Доступ к материалам дается на 30 дней, одновременно исследователям можно изучать не более 20 дел.

— Судебные дела минувших лет для частных лиц под запретом, их могут запросить только органы власти, — добавляет Светлана.

Как из миллиона документов сотрудники находят нужный? С помощью описи дел, составленной по номенклатуре организации, передавшей их в архив. Если на предприятиях добросовестно вели учет, сложностей у архивистов не будет.

Хотя и без этого простыми их будни точно не назовешь. Контакт с историческими бумагами бесследно не проходит – у многих коллег со стажем диагностируют заболевания дыхательных путей. Как на любом вредном производстве, к отпуску архивистам полагаются дополнительные дни.

На вопрос, какими качествами должен обладать специалист архива, Светлана Брылева, показывая на увесистые коробки, смеется: в первую очередь силой – надо же тонны материала перелопачивать. А если серьезно, без усидчивости, терпения и скрупулезности в монотонной работе не обойтись. Хранить прошлое – очень ответственная миссия.


В статье использованы материалы Вагановой Е.И., сотрудника филиала Государственного архива Ярославской области в г. Рыбинске

Автор
НАДЕЖДА МАКСИМОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе