Хорошее отношение к верблюдам

а также к лосям, косулям, лисам и кабанам

– Как это мы будем катать на Яше? – слышу я возглас в канцелярии, выписывая пропуск в зоопарк, – Яша такой чувствительный! Он седла на спине не перенесет...

Яша – здоровенный страус с наглым выражением клюва (или как это называется) – житель пустынных саванн, перенести может все. Но в зоопарке животных любят и стараются не лишать их душевного покоя. Это понимают все, даже сотрудники канцелярии.


Не попрошай-ничества ради, а общения для

Хорош не тот зоопарк, в котором животных много, а тот, в котором животным комфортно.

– Понять, каково животному в зоопарке, можно довольно быстро, – Юлия Дерябина, заведующая секцией копытных, знает все о жителях зоопарка и охотно рассказывает о любом из своих подопечных. – Зверь беспокоится, мотается из конца в конец вольера, – так он старается сам себя успокоить. Или проявляет агрессию к посетителям или соседям по вольеру. А если у животного достаточно места для жизни и есть необходимые развлечения – он спокоен и доволен. Пасется, чешется о специально выставленные чесалочки, заигрывает с соседями, строит гнездышко. Вот, кабанам накидали веточек, и они полдня старательно складывали из них лежбище поукромнее, не обращая внимания на окружающих.

Оказывается, животные толкутся у сетки, выклянчивая кусочек, не потому, что у них в зоопарке еда невкусная или не хватает чего-то в рационе. А потому, что зверю за решеткой скучно. Особых занятий нет. Вот они и попрошайничают у забора – хоть какое-то развлечение. Особенно усердствуют медведи. Топтыжка – тот вообще артист: принимает просительные позы, гримасничает и актрисничает. А Умка просто шастает по территории. Игрушек у них полно. Но выпрашивать как-то интереснее...

– Кормить в зоопарке самостоятельно никого нельзя, – вздыхает Юлия. – Кормят ведь чем ни попадя, а зверям это вредно. Они болеют и умирают иногда. Для кормления у нас контактный зоопарк и специальный корм. И вот – цветные карпы в пруду. Этих можно кормить хлебом бесконечно...

В соперники – корягу

А развлекать жильцов необходимо. Вот северный олень во время гона бодал забор – не с кем было бодаться. Чтобы тундровый красавец не разбил забор или голову, ему в вольер навалили коряг. Поднимая их на рога, красавчик демонстрировал удаль молодецкую своей супруге без вреда для себя и ограды.

Юлия в зоопарке практически с первых дней и каждого его обитателя знает буквально со звериных пеленок. Знает историю – как попал, как жил до зоопарка, как ему помогали освоиться в новых условиях. Огромного верблюда Синдбада в зоопарк привезли совсем малюсенького, трогательного... Синдбад только что расстался с мамой и очень одиноко чувствовал себя в вольере – поскуливал, как собачонка. Прижимался к ногам служителя. Потом привык, обзавелся подругой, подрос и теперь чувствует себя если не королем пустыни, то хозяином вольера точно. Привыкла к жизни в зоопарке и его подруга Сандра. Верблюдицу доставили в Ярославль уже почти взрослой. Но новую жительницу пришлось откармливать и успокаивать – убегала, дичилась и даже не знала, что такое морковка, – не хотела есть. Потом, правда, так хорошо распробовала, что Синдбаду не доставалось ничего – соседка-сладкоежка быстро приканчивала весь запас...

У секции копытных слышим хрюканье. Как ни странно, это вовсе не дикая свинья, а благородная лань. Увидев молодую женщину, торопится вдоль ограды вольера, следует за шагом и трогательно кряхтит и похрюкивает. Ланям хрюкать не положено. Но Юлия вырастила Леню (Линкольна) из крохотного комочка. Вот благородный красавец и торопится за кормящей мамой, чтобы поприветствовать. Хрюкает. Юля признается: особенно привязываться к зоопарковым жильцам нельзя. Но не привязаться невозможно. Вон как радуется.

Лосиху Вику спасли из реки

Если южные животные – лани, благородные олени и зебры прибыли к нам из других зоопарков, после переписки и цивильным путем, то у местных видов: кабанов, лосей и прочих – часто не такая уж мирная биография. Лоси – охотничьи животные. С осени по Новый год их можно отстреливать. Вот и палят по лосихам, не задумываясь особенно о судьбе сеголетков. А лосята, потерявшиеся или осиротевшие во время охоты, совсем не знают, что делать, плачут совсем по-детски, выходят к деревням или попадают к егерям. Одного из зоопарковских лосят привезли совсем крохотным, еще молочным, и служители выкармливали его из соски. Судьба его мамы неизвестна, и скорее всего, печальна. Лосиха Вика попала в зоопарк уже подростком – ее деревенский мужичок вытащил из реки. Малышка тонула в грязи болотистого берега, не могла выбраться сама. А потом пошла за своим спасителем, как за мамой. Мужику хватило совести не пустить долгоногого лесного жителя на холодец. Вика жила у него во дворе, паслась на сорняках и была довольна судьбой. Но, подрастая, наловчилась перемахивать через забор и проверять содержимое соседских огородов, налегая на морковь. А соседи начали кидать в нее камнями. Мужчина и позвонил в зоопарк, пока соседи не выбили лесной гостье глаз или не проломили череп. Вику в зоопарк взяли, теперь она здесь чувствует себя старшей и «строит» еще двух обитателей вольера. Спаситель Вики не забывает свою подопечную – позванивает, заходит, справляется о здоровье. Вика старого знакомого узнает и тихо поскуливает. Радуется.

По грибы с кабанихой

У кабанихи Машки похожая судьба. Отбилась ли Маша от выводка или осталась последней, не пристреленной браконьерами, – история умалчивает. Попала она к деревенскому жителю совсем маленькой, полосатенькой. Жила во дворе и лопала содержимое кошачьих и собачьих мисок, не довольствуясь только своей порцией. Собака Машку не обижала, считая своей. Машка тоже начала считать себя собакой и семенила за хозяином повсюду, куда бы он ни пошел. Хозяин даже по грибы с ними обеими ходил – может, надеялся, что Машку зов крови потянет в лес. Но Машка не волк, в лес назад не собиралась, а вот грибы по запаху находить научилась. На зависть соседям. Соседи сначала считали кабаненка потенциальным шашлыком, но потом стали возмущаться – Маша, подрастая, принялась совершать ночные вылазки на чужие картофельные угодья. Хозяин наслушался упреков и угроз, и пока соседи втихую не порешили лесную животину, сообщил о ней в зоопарк. Сейчас Мари – здоровенная зверюга, лидерша в стаде. Вот только кабанят в этом году не принесла. В зоопарке говорят – не того парня себе выбрала. Ну да какие ее годы...

Лисят кормила пряниками

Двоих зоопарковых лис тоже принесли хозяева. Лисята остались без родительской опеки, сердобольная бабушка взяла их жить в дом. Кормила пряниками и сушками. И всем, что ела сама. Лисята были как котятки – ласковые и милые. Потом стали шкодить, как все подростки. Сгрызли бабушкину мебель и всю обувь. Ну и опять же оказались на попечении зоопарка.

Вика и ее соседи-лосята хоть и обжились в вольере, иногда с тоской посматривают на кромку лесного массива за забором зоопарка. Хочется побегать.. И вскоре их мечта поноситься по рощице может исполниться.

– У нас вскоре будет оборудована большая открытая территория, – рассказывает Юлия Михайловна. – Там будет абсолютно комфортно и животным, и зрителям.

На 14 гектарах раскинется открытый парк – лесной и луговой ландшафт, где будут жить благородные олени, лани, косули, северные и пятнистые олени, лоси, зайцы и прочие. Туда же намереваются поселить и новичков зоопарка – зубров, которые вот-вот прибудут из Белоруссии.

Любовь Родионова

Караван-Рос

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе