История ярославского Джаз-центра от Игоря Гаврилова. Часть третья

В третьей и заключительной части нашего интервью мы говорим с Игорем Вячеславовичем об истории здания Джазового центра, вспоминаем первый международный джаз фестиваль и джазовый пароход, делимся эмоциями от прошедшего только что XVIII фестиваля "Джаз над Волгой".

- Расскажите о третьем концерте, как его готовили и как он проходил?

Наши концерты проходили по средам каждую третью неделю (13.03.1974 в ЯрГУ, 03.04.1974 в ЯМИ) и 24.04.1974 мы договорились провести наш третий концерт в актовом зале Ярославского педагогического института им.К.Д.Ушинского на биологическом факультете на Которосльной набережной. Это родной для меня институт.

Провели, тоже написали списки и вновь передали их в горком комсомола.

- А что собирались делать дальше? Какие были планы по развитию?

А дальше знаете что произошло? Было забавно - дальше получилась какая-то вата. Мы уже проводили просто концерты: где-то, как-то. Обычно это были не только студенческие аудитории, это были, например, научные институты (Гипроприбор, Гражданстрой и другие). Проводились разовые выступления, чтобы показать, что мы живы. И снова зайти в горком – ну так как там? А о нас все думают. Мы были для них не очень понятны. И местные законы никак нас не упоминали - ни слова о поддержке. Были театры, эстрадная музыка, другое, а джаза не было.

И тут помог случай. Ориентировочно в конце 1975 года я познакомился с первым секретарем горкома комсомола Александром Сизовым, который помог нам узаконить статус нашего клуба. Мы подготовили проект Устава, план работ на 1 квартал и предполагаемый состав правления. И в январе 1976 года - я не помню уже точную дату - в бюро горкома комсомола утвердили постановление о создании Ярославского Джаз-клуба и нам дали зеленый свет.

- Как решили отметить годовщину клуба?

Мы решили сделать не просто концерт, а Большой концерт, чтобы не один какой-то коллектив выступал, а пригласить разностилевые команды, с разными музыкантами, чтобы насытить и разнообразить нашу концертную программу. Этот концерт прошел в ДК Нефтяников, в котором мы и далее ежегодно проводили такие Большие концерты. А уже с 1977 года такие Большие концерты мы стали проводить не за день, а уже за два дня.

- А что было между этими концертами?

В филармонии три года подряд шел абонемент под названием «Панорама советского джаза». Руководил этим парадом наш большой друг из Ленинграда Владимир Борисович Фейертаг. Каждый абонемент состоял из семи концертов. Седьмой концерт - это выступления ярославских коллективов, а первые шесть – выступления серьезных музыкантов того времени. Там были и оркестр Олега Лундстрема, и ансамбль Давида Голощекина, и оркестр Кима Назаретова, коллективы из Вильнюса, Архангельска, Москвы и других городов.


the Repeat Project на джаз-пароходе 2018. 
Фото Павел Паладьев


Проводили лекции о джазе, приглашали сильных музыкантов из других городов, скидывались на ж/д билеты для них. Появилась шикарная идея организовать джаз-пароход. Вообще эта идея была предложена еще в 1975 году, но тогда по техническим причинам этот джаз-пароход стал сухопутным (смеется), и нам пришлось нанять автобус, чтобы реализовать задуманное. Вместо концерта на воде мы провели концерт в ДК Яргорремстройтреста. Что интересно, этот концерт и сейчас можно посмотреть в черно-белом цвете, но с наложенной музыкой. Снято моим рижским другом Леонидом Нидбальским. И вот так незаметно мы приблизились к пятилетию клуба.

- Как решили отметить пятилетие?

Праздничные концерты решено было назвать «Дни джаза». И у нас оказалось целых пять концертов на основной сцене, каждый из которых длился по четыре-пять часов! За эти дни выступило 20 коллективов из восьми республик СССР! Это было грандиозное событие и для джаза, и для Ярославля того времени.

И тогда же, учитывая масштабы фестиваля, было принято решение проводить его каждые два года.

- Как-то особенно этот год выделяете для себя?

Да, «Дни джаза» 79-го и последовавший затем в 81-м году фестиваль стали для нас особенными. К слову, только в 81-м мы стали называть фестиваль фестивалем, потому что проходил он с еще большим размахом.

Но отдельно я хочу выделить фестиваль 89-го года, потому что именно тогда он стал международным.

- Расскажите, как проходил этот фестиваль?

Это было нечто сумасшедшее - каждый концерт, а их было восемь, длился по шесть-семь часов! Мы сходили с ума. Каждый день выступало по шесть-семь коллективов. Владимир Борисович Фейертаг смотрел на меня с немым укором и говорил: «Так нельзя!» (смеется).

Но мы все радовались, потому что к нам приехали коллективы из Германии, Польши, Финляндии, Америки и всего СССР. И это был поистине прорыв!

Люди приезжали за день до открытия фестиваля и уезжали на следующий день после его закрытия. И вот это, конечно, настоящий фестиваль - когда джаз играли и днем на основной сцене, и на ночных джемах, а гостиница «Юбилейная» и «Ярославль» были забиты битком.



Джаз над Волгой 1989. Квинтет Хеннера Урффа (Кассель)


Но уже на следующий фестиваль 91-го мы ввели схему – 3 коллектива, 3 отделения. И вот в этом знаете какая правда? У нас появилось два антракта. Это не для того, чтобы дать возможность отдохнуть или поменять декорации. Это было сделано для того, чтобы зрители смогли поговорить между собой, поспорить, обсудить выступление того или иного музыканта или коллектива, обменяться мнениями. И это особенно важно, потому что позволяет зрителю обогатить свои впечатления от концерта, получить более глубокие эмоции. Ведь для этого мы и играем джаз.

- А какова история здания Джазового центра? 

Мы с самого начала мечтали о каком-то своем уголке. Да, нам предоставляли комнатки во дворцах культуры и клубах, но это были небольшие помещения и, самое главное, они не принадлежали нам. И вот так мы на каких-то птичьих правах где-то сидели три месяца, а где-то и год.

А во времена перестройки нам опять помог случай. В 1988 году мы обратились в горисполком, и нам дали список из 12-15 зданий, из которого нам приглянулось здание нынешнее. Это здание 1847 года, на тот момент уже расселенное и с трещиной на фасаде. Мы выбрали его, и началась долгая процедура переоформления документации и реконструкции.


Строительство джазового центра


- Сколько времени ушло на то, чтобы привести здание в надлежащее состояние? 

Строили его мы долго. К 91-му году нам удалось сделать крышу и вставить металлические решетки в окна. А потом начались всем известные события в стране, и стройка зависла и замерзла на целых семь лет. Но, как бы то ни было, оцениваю это только с положительной стороны. Во-первых, за это время резко выросли строительные технологии и, если бы мы завершили стройку в 91-м, это было бы на более примитивном уровне. А во-вторых, мы же уже жили в капитализме и прекрасно понимали, что для того, чтобы на самоокупаемости это здание содержать, нам пришлось бы вести какую-то побочную деятельность – сдавать часть здания в аренду под какой-то ресторан или проводить не джазовые концерты, а делать условный кан-кан в условном кабаре, чтобы людей завлечь… Водку продавать, в конце концов. То есть мы бы, к сожалению, занималась тем, чтобы как-то выжить. А может, мы бы и не вернулись, если б пошли по этому пути. Но так как мы были «стукнутые» - нам так хотелось слово «джаз» сохранить на вот этом вот островке - то нам и Бог подсказал, и время подсказало стать муниципальным учреждением. И тогда по обоюдному согласию с мэром Виктором Волончунасом было принято решение возвратить здание в муниципальную собственность и на его основе создать муниципальное учреждение культуры. В январе 1999 года было создано муниципальное учреждение культуры «Ярославский городской джазовый центр», а 29 мая отметили новоселье в свежеотремонтированном здании.

- Скоро 20 лет!

Да, отметим обязательно.

- А что было после открытия здания?

Сначала были концерты один раз в неделю, потом два, потом три. Проводили регулярно раз в два года джазовый фестиваль, жили полной жизнью.

А в 2010 году мы решили провести так называемый «нулевой» летний open air, посвященный тысячелетию Ярославля. Мы его тогда назвали «Союз нерушимый». Идея была - собрать музыкантов из бывших советских республик. В пятницу был джаз-пароход, потом два концерта в Губернаторском саду в субботу и воскресенье и три ночных джема в Джаз-центре.


Easy Winners Ragtime Band на фестивале «Союз нерушимый»


А во время проведения последнего фестиваля от мэра города Владимира Волкова поступило предложение в четный год провести первый летний джазовый фестиваль-2020. До мая мы должны подготовить смету на его проведение.

- Мы заговорили о только что прошедшем в марте XVIII фестивале. Каким он стал для вас? Какие итоги хотелось бы подвести?

Он был великолепен. И это не только моя оценка, это еще оценка и нашего арт-директора Александра Сипягина. Фестиваль получился таким добрым, уютным, без лишнего пафоса. Все выступавшие коллективы – профессионалы с большой буквы! Они все разные, не похожие друг на друга. И в этом как раз и выразилась доброта фестиваля – исполнение самих музыкантов и то, как их приняла публика.


Прямая речь Александра Сипягина из переписки с Игорем Гавриловым:
- Привет! Хотел выразить свои мысли по поводу прошедшего фестиваля. Специально подождал неделю, чтобы все отстоялось в голове. По моему мнению, фестиваль прошел потрясающе - даже лучше, чем я ожидал. Я разговаривал со всеми музыкантами по отдельности - у всех такое же мнение. Спасибо вам огромное. И вообще я очень счастлив, что мы поняли друг друга по музыкальной части… Очень рад, что нам предстоит летний фестиваль. Есть какие-то мысли, кого пригласить… Конечно, еще далеко до 2020 года, но идеи уже есть.


- А кто формирует программу фестиваля?

Нас трое. За приглашение ансамблей отвечает Александр Сипягин. Он постоянно держит руку на пульсе, общается с руководителями музыкальных коллективов. У нас нет проблем с наполнением программы, т.к. заявок на участие больше, чем сам фестиваль может принять. Игорь Бутман является консультантом фестиваля. Надо сказать, что его отношение к Ярославлю – особенное, потому что фестиваль в Ярославле был первым, куда его, 17-летнего молодого исполнителя, пригласили на «Дни джаза» в 1979 году. Я же отвечаю за все организационные вопросы здесь на месте.


Игорь Бутман, Игорь Гаврилов и Александр Сипягин. 
Фото Павел Паладьев


- Но есть еще и четвертый…

Да, Владимир Борисович Фейертаг, наш бессменный ведущий, величайший музыковед, крупнейший специалист в мире джаза, автор первой книги о джазе на русском языке.


Владимир Борисович Фейертаг


- Многие гости фестиваля спрашивали – что же именно изображено на афише фестиваля-2019 и что символизирует? И кто авторы этого потрясающего креатива?

Я никогда не скажу что именно изображено на афише, потому что сам не знаю. Кто-то видит рыбу, кто-то воздушный шар. А я не знаю – что. Пусть будет какая-то тайна. Главное - чтобы не говорили, мол, какая безвкусица. Конечно, можно было бы нарисовать саксофон и написать «международный фестиваль». Но вы знаете, мы бы попользовались ею и дальше выкинули. А эта афиша интересна тем, что она еще многие годы будет жить и заставлять людей задавать вопросы. А авторов зовут Артур и Елена Макаровы. Это наши выдающиеся земляки, художники графики, члены Союза дизайнеров, оформляют для нас афиши и буклеты с 1989 года.

А до 1989 года эмблемой фестиваля был мишка, который играет на трубе. Автором этой эмблемы был Анатолий Мартынов. Он очень увлекался джазом, мы тесно дружили и дружим до сих пор.

Но потом вдруг появились молодые Макаровы и с 1989 года готовят афиши только они.

- 15 марта состоялась презентация Центра исследования джаза. Расскажите о размерах Центра и кому он будет доступен?

Центр исследования джаза – это огромная коллекция, огромный архив материалов о джазе. Пластинки, пленки, афиши, фотографии, письма, газеты, подборки и тысячи других материалов. И, к сожалению, бывает так, что такие архивы исчезают - исчезают бесследно. И это очень обидно. Поэтому, чтобы не терять, мы начали формировать у себя архив этих материалов. Кто-то привозит, кто-то присылает, за какими-то ездим сами. Библиотекарь раскладывает все по алфавиту, фотографирует, описывает – ширина, высота, тираж, автор, где напечатано и другую информацию, и складывает все это в определенном месте. Оценить размеры Центра пока могу только в килограммах – одна тонна. А работа по каталогизации займет вечность.

Да, по сути это архив. Но мы решили назвать его Центр исследования джаза. Он существует не как фрагмент Джазового центра, а в формате НКО – некоммерческой организации. Сейчас ведется работа над получением специальных грантов, будем нанимать сотрудников, закупать аппаратуру, и вот тогда приступим к серьезным исследованиям.

Материалы Центра будут доступны всем желающим. Аудитория для удобства посетителей будет оборудована двумя-тремя компьютерами. Надо лишь заранее предупредить о визите и согласовать время.

- 30 апреля - международный день джаза.

Да, мы отметили этот день концертом ярославского коллектива Overdrive Blues Band в Джазовом центре. А по поводу значимости этого праздника можно сказать словами генерального директора ЮНЕСКО Одрэ Азуле: «В этот день мы сможем воздать должное джазу и его неувядающим традициям, а также в очередной раз подчеркнуть способность этой музыки объединять людей».



Автор
Игорь Гаврилов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе