Искусство принадлежать народу

Можно ли с помощью паблик-арт сформировать комфортную среду в российских городах — вопрос, которым задались художники Екатеринбурга под руководством немецкого куратора Уве Йонаса в рамках проекта художественных интервенций «По пути».

Художник несколько недель уговаривал жителей многоквартирной высотки сменить все лампы в доме на излучающие зеленый свет — и все ради серии фотоснимков. Трудно представить такое в России. А в Берлине удалось — благодаря студии, возглавляемой куратором и художником Уве Йонасом. В конце лета по приглашению фонда «Культурный транзит» и при поддержке консульства ФРГ Йонас приехал в Екатеринбург, чтобы провести месячный мастер-класс для местных художников.

Для эксперимента выбрали историческую часть Верх-Исетского района. Вместо пассивного украшательства улиц были предложены инсталляции и перфомансы — форматов, неведомых местным жителям. Поэтому важной частью проекта оказалась организация взаимодействия художников и горожан. «Искусство принадлежит народу» — известный советский лозунг на здании местного Центра культуры стал эпиграфом к проекту «По пути». Благодаря паблик-арту искусство оказалось буквально у вас во дворе.

Ну-ка, отними

Семилетняя девочка прыгает за шаром, раскрашенным в цвета российского флага и подвешенным на леску к вытянутой руке Родины-матери. Ребенок устанавливает новый способ взаимодействия с памятником — суровой скульптурной композицией в память о работниках Верх-Исетского завода, погибших в Великой Отечественной войне. Рядом нервничает бабушка: не знает, то ли одернуть, то ли смириться. О памятнике нет упоминаний в советских путеводителях по Свердловску и тем более в современных англоязычных картах по Екатеринбургу. Проект Сергея Лаушкина «Родина играет» на несколько дней сделал его видимым и обсуждаемым.

Исчезновение — тема, оказавшаяся неожиданным лейтмотивом проекта. Молодые художники пришли в район с укладом жизни, устоявшимся десятилетиями. Здесь еще сохранились дореволюционные частные постройки, сталинский ампир соседствует с домами постперестроечной России. На всем видны следы советского энтузиазма. Этот заповедный мирок скоро уступит место грандиозным стройкам: на берегу Верх-Исетского пруда планируется возведение нового района — под нужды ЭКСПО-2020 или под дальнейшее расширение города.


Художники, показывая жителям чудо сохранения исчезающего района, взяли на себя терапевтическую функцию. Это попытка снять напряжение от конфликта прошлого и будущего, ведь в районе уживается старая ментальность, ориентированная на завод, и новая, ориентированная на ЭКСПО и отказ от индустриального прошлого. Происходит фрустрация, с которой художники не борются, но смягчают ее.

Австриец Норберт Артнер, у себя на родине куратор Фестиваля регионов, в рамках фотографического проекта создал галерею образов местных жителей. Среди них — Александра Шилова, баба Шура, отметившая недавно 100-летний юбилей. В гости к ней Норберт попал случайно, заинтересовавшись укладом небольшого двора на месте заводской конюшни.

Художница Аня Ситникова продает на уличном рынке удивительные сувениры — поллитровые банки для солений, наполненные водой и блестками. В этом «рассоле» плавают снимки деревянных домиков, судьба которых в миллионном мегаполисе предрешена. Интересно, что местные жители не только интересуются, но и охотно покупают консервированную родину.

Сразу две художественные интервенции оказались связаны с давно исчезнувшей скульптурной группой, стоявшей у входа в местный Дворец культуры металлургов. По старым фотографиям и воспоминаниям сотрудников нынешнего ЦКиИ «Верх-Исетский» удалось установить, что скульптура изображала работника и работницу. Степан Тропин и Алина Рахматулина придумывают сказочную историю о дальнейшей судьбе этих советских героев. Сойдя с постамента, они встречают доброго монстра, вышедшего из заводского пруда.


Проект Уве Йонаса дал шанс ЦКиИ «Верх-Исетский» вписаться в мировой культурный контекст

Попытку «перезагрузки» предпринимает другой художник, вывешивая на пустующем постаменте белый балахон — символ неочевидного настоящего и одновременно «шкурка», оставшаяся от некогда гипсовых скульптур. Прохожие удивляются: «Это что за чудо такое? Постиранный костюм Пьеро?».

— Я боюсь, что на этот постамент поставят произведение какого-нибудь вовремя подсуетившегося скульптора, морально устаревшее уже на момент установки, — говорит автор идеи Наталья Хохонова. — Меня радует, что директор Центра культуры отнесся к моему проекту позитивно и правильно считал смыслы. Может быть, это как-то повлияет на принятие итогового решения.

Неожиданный перфоманс «Люби свой дом» от Антонины и Александры Воробьевых развернулся в старом остановочном комплексе трамвайного кольца рядом с ДК. Здесь всем желающим предлагали в почти домашней обстановке попить чаю с сушками. Поначалу ожидающие трамвай горожане недоумевали, подозревая в акции отголосок недавно завершившейся выборной кампании, но затем появились и те, кто ждал прихода художников.

А уличный художник Илья Мозги тему чаепития решил сделать общегородской: огромный пакет чая «Принцесса ВИЗа» он оставил завариваться в Верх-Исетском пруду.

Почти 20 художественных интервенций за пять рабочих дней — таков формальный итог проекта «По пути». Сотни жителей района стали участниками происходящего. В том числе и неосознанно — как рыбаки, традиционно сидящие на берегу и не заметившие, что камни поменяли цвет и приобрели названия благодаря задумке Даши Гофман. Или не увидевшие индустриальную Ассоль на крыше берегового строения, высматривающую в пейзаже то ли создателя Сергея Рожина, то ли светлое будущее Верх-Исетского района.

«Точка зрения»

Паблик-арт — искусство, которое с 1970-х годов на Западе меняет отношение к привычной среде обитания. Сформированные десятилетиями стереотипы, замыленный взгляд на улицу, дома, дворы — это то, что мешает развитию города и делает жизнь бесконечно будничной. Художественные интервенции оказываются способом коллективно поменять оптику.


Когда ради экономической целесообразности уничтожается история, только художник может законсервировать ее для потомков

— В художнике важна исследовательская деятельность, — утверждает Норберт Артнер. — Он должен открывать что-то новое и показывать то, что всем понятно. Хорошо то искусство, которое меняет представления людей о мире, развивает фантазию, формирует понимание, как все может быть дальше. Искусство близко к эксперименту. Люди меняются — и это тоже искусство.

В 2003 году Норберт курировал художественную акцию «Деревня отдыхает»: тогда несколько семей тихой австрийской деревни в течение недели должны были полностью отказаться от привычной повседневной работы. По итогам был снят фильм, показывающий, как сложно порой менять привычки: кажется, мир содрогнется. Уже десять лет как жители деревни раз в году отмечают годовщину этой художественной интервенции, позволяя себе один день ничего неделанья. Мир устоял.

Для Перми паблик-арт после фактического краха «культурной революции» стал последним напоминанием о мечте превратиться в культурную столицу Европы (подробнее см. «Слишком много белого», «Э-У» № 26 от 01.07.2013). Судьба «красных человечков», бревенчатой арки, «надкусанного» яблока продолжает интересовать как горожан, так и всех наблюдающих за попытками России стать частью глобального мира через трансформацию культуры.

Претензии в этой сфере предъявляет и Екатеринбург. Принятая администрацией города до 2020 года стратегическая программа «Екатеринбург — мегаполис культуры и искусства» позволяет сформировать условия для культурного прорыва. У города уже есть определенные традиции, восходящие к экспериментам в открытых пространствах легендарного старика Букашкина в 1990-х годах, проекту «Длинные истории», изменившему облик отстраивающегося заново города в середине 2000-х. Горожане привыкли к ярким образам, возникающим на стенах домов в рамках стрит-арт фестиваля «Стенография». Однако устойчивого и взаимовыгодного сотрудничества художников, власти, бизнеса и горожан город пока не выстроил. Месячный проект в Верх-Исетском районе показывает, что возможности для этого есть.

Около старинного дома с мезонином, у входа в здание бывшего хлебозавода, вновь превращаемого в храм, Павел Погудин установил подзорную трубу. Прохожие могут через нее увидеть, как на фоне развалившегося здания заводского цеха «трудятся» рабочие под наблюдением современного офисного работника. Фигурки установлены на полуразвалившейся древней стене завода, возможно, помнящей еще визит императора Александра I в 1824 году. Исчезающий ВИЗ в объективе наблюдающего местного жителя — сильная метафора художественной интервенции. Если с помощью паблик-арта не удается сформировать комфортную среду обитания в виде чистых дворов и доброжелательных соседей, то художникам удается хотя бы примирить настоящее и прошлое. Не без некоторой радужной мечты о будущем.

«Нам по пути», — говорит Марина Боровкова, начальник управления культуры администрации Верх-Исетского района Екатеринбурга

— Верх- Исетскому району скоро 90 лет. И мы очень рады, что проект «По пути» реализуется у нас. Мы полностью поддержали его, предоставив все, что у нас просили. Мы дали возможность: творите, где хотите и что хотите. И нам понравилось. Этот проект зацепил самых разных жителей. Не было тех, кто отвергал бы его полностью, а были те, кто воспринял его с восторгом. Потому что представленные объекты заострили внимание, заставили задуматься о том, что что-то происходит. Зацепило и власть: мы поняли, что нам повезло. Не так уж плоха власть, если она умеет ценить хорошее во благо людей. Я думаю, теперь можно убедить городскую администрацию.

В дальнейшем подобное сотрудничество с художниками может стать стратегическим.

Подготовил Дмитрий Москвин

Эксперт

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе