Города XXI века

От корпоративных городов к футурополисам корпораций

Рост промышленности в начале прошлого века привел к тому, что крупные предприятия стали градообразующими. В новом столетии эта тенденция, похоже, будет только развиваться.

Сегодня многие футурологи считают, что в форме городов-корпораций произойдет своего рода возрождение феодального строя. Жителей таких поселений корпорация будет обязывать подписывать контракты, привязывающие их к городу до конца жизни. Собственно, и сейчас в крупных мировых концернах сотрудникам выдают беспроцентные кредиты на жилье, построенное самой же компанией, при условии, что те будут работать до полной выплаты.

В 2011 году в книге «Принцип прогресса» профессора Гарварда Стивен Крамер и Тереза Амабайл изучили работу людей из разных компаний и обнаружили, что ключ к вовлечению сотрудников – чувство прогресса. Причем, нужно помочь человеку не просто добиться прогресса, но и ощутить этот прогресс на себе и собственной среде обитания.

По этому пути уже давно идут многие компании Силиконовой долины, которые давно включились в гонку за лучшие умы. Google, Facebook, Apple, не щадя средств, придумывают для своих работников корпоративные города, в которых сверхблага предлагаются в обмен на качественную 24-часовую работу.

Города эти, пусть и в миниатюре, вполне соответствуют популярным концепциям, в которых футурологи рисуют полисы будущего: экологичные, мульти-культурные, удобно организованные и живущие в своем «футурополисном» самоуправлении.

Практичность и экономичность

Новый кампус в Менло-Парк, куда Facebook переехал из суматошного Пало Альто год назад, был отрезан от остальной части города шестиполосным шоссе. Сотрудникам (а их здесь более двух тысяч), чтобы попасть в магазин или парикмахерскую, приходилось тратить время на поездки в центр города.

И тогда Марк Цукерберг решил отстроить свой собственный город со своими собственными ценами, превратив шесть заброшенных улочек в суперсовременный городок. Журналисты Los Angeles Times уже окрестили его Цукербургом.

По городку 21 века сотрудники перемещаются на модных двухколесных рипстиках мимо предназначенных только для них бесплатных ресторанов, химчисток, прачечных и парикмахерских. Здесь есть все и на любой вкус: отличный эспрессо, кондитерские, нью-йоркская пицца, бурито и начо, японские Fuki Sushi, барбекю и фургоны с бесплатным фаст-фудом по всей территории кампуса. На внутреннем дворе, где все собираются каждую неделю для беседы с Цукербергом – открылись массажный салон и настоящая[1] семейная парикмахерская, а неподалеку к открытию готовятся магазин велосипедов и поликлиника.

Facebook далеко не первая компания, которая обустраивает свой фронт-офис как небольшой «корпоративный город». Еще задолго до Facebook компания SAS обустроила свою территорию мастерскими по пошиву одежды, расчету налогов, ремонту автомобилей, обуви, украшений и часов. А Стив Джобс практиковал идеи «семейного офиса» еще в 1980-е. В 2013 году по проекту Джобса в городе Купертино заложат настоящий футурополис – город-офис Apple, рассчитанный на 12 000 сотрудников. Проектируемый легендарным Норманом Фостером[2], он будет сам генерировать электроэнергию, а здания на территории кампуса соединят метрополитеном и подземными тоннелями, чтобы оставить все 40 гектар земли для зеленых насаждений. Проект станет прототипом «города будущего» Масдар[3], который сейчас строится в Объединенных Арабских Эмиратах.

Google, подстегнутый этим летом конкурентом Facebook, тоже подал заявку на строительство вокруг своей калифорнийской штаб-квартиры дополнительной инфраструктуры. Сегодня компания тратит грандиозные средства на обеспечение транспортировки своих работников из Сан-Франциско и пригородов. Поэтому с точки зрения логистики, размещение полного цикла производства в одном месте – очень разумное решение.

В таких городках абсолютно все жители работают на корпорацию, а родившихся здесь детей с малых лет обучают навыкам, необходимым для успешной работы в этой же компании. Концепция подобных городов подразумевает сеть промышленных зданий, объединенных с жилыми домами. Сотрудникам не нужно тратить много времени на то, чтобы добраться до рабочего места, а вся инфраструктура находятся в непосредственной близости.

Экологичность

Едва ли не главная тенденция в проектировании городов XXI века – экологичность. Например, крыши всех зданий Google, Apple и Facebook оборудованы солнечными батареями. А в обслуживании своих дата-центров, все три корпорации отказались от электричества в пользу альтернативных источников энергии.

Но в нашем примере с айтишниками дело не только и не столько во внимании к проблемам загрязнения окружающей среды. Им это выгодно.

Американский штат Орегон – самое крупное место хранения информации. Здесь расположены дата-центры Facebook, Google и Apple. Популярность штата среди IT-гигантов объясняется сниженными там налогами для высокотехнологичных компаний, размещающихся на территории Орегона. Таким образом правительство штата решило улучшить экономическую ситуацию. Низкие тарифы на электричество и сниженные налоги сделали эту местность лакомым куском пирога для корпораций. Если учесть, что мощности хранилищ одного только Googlе оцениваются в 220 мегаватт (сравнимо с потреблением целого отдельно взятого штата), можно представить, какие счета приходиться оплачивать компаниям. Поэтому их интерес к альтернативной энергетике никому не кажется странным. Если солнечные батареи или ветряки способны сэкономить миллионы долларов, почему бы и нет? Хоть Марк Цукерберг и говорит, что он не хочет «просто владеть успешной компанией – гораздо интереснее существенно влиять на мир», но деньги считать он умеет не хуже старых добрых промышленных монополистов. Просто в XX веке, чтобы стать богатым, надо было что-то изобрести или первым начать это выпускать, а в XXI этого недостаточно – нужно быть стратегом, умеющим работать на перспективу и заглядывать в будущее. А значит, менять общество и его среду обитания.

Что касается «настоящих» больших городов, здесь экология ставится во главу угла не только архитекторами, но и наднациональными институтами.

На днях на Всемирном форуме городов в Неаполе, ООН впервые призвала национальные правительства стран мира перестроить все крупнейшие города. В ежегодном докладе «Хабитат» программы ООН по населенным пунктам четко прописано: либо мегаполисы должны покупать свои квоты на выброс парниковых газов, либо перестраиваться с учетом новых экологических требований.

Перестройка заключается в том, чтобы сделать мегаполисы экономными, развивать общественный транспорт в противовес личным автомобилям и строить многоэтажные здания на максимальное число семей. Поскольку, как говорится в докладе, «территории с наиболее плотной заселенностью имеют низкий уровень выбросов парниковых газов на человека». То есть, впервые в истории эксперты ООН фактически признали американскую мечту – уютный дом в зеленом пригороде – глобальной угрозой для человечества. А всем грязным мегаполисам поставили в пример новые экспериментальные экотауны. Самые яркие – это, конечно, арабский Масдар, канадский Доксайд-Грин[4] и бразильский Куритиба[5].

Мы из будущего?

Итак, если классическим индустриальным образом была дымящая фабрика красного кирпича, то образ постиндустриальной информационной эпохи – прозрачный стеклянный дворец в чистом поле, обязательно обслуживаемый альтернативной энергетикой. Или, как вариант, – модная студия в бывшем складском здании. Если классическая промышленная компания XX века была огромна, иерархична и локализована, то в рассредоточенном мире, где пара брюк может быть сделана из компонентов, произведенных в пяти странах, города стали узлами мировых потоков людей, грузов, информации и капитала.

В любом случае, предложенные разными футурологами утопии могут отличаться в деталях, но ключевые аспекты будут одни и те же: наполненность жизни, комфортабельное жилье, доступ к удобствам.

В меняющемся мире, где расцветает экономика знаний, удовлетворение запросов работников интеллектуальных компаний требует урбанистических трансформаций города. Невежно, будет в нем технопарк или нет. Смысл футурополиса – в создании инноваций прежде всего социальных. А это предполагает антибюрократическое самоуправление. Роль государства здесь снижается, границы размываются. Новые университеты могут быть более креативными, чем престижные, потому что им просто нечего терять. Города, отрезанные от магистральной линии развития, чаще других начнут проявлять инновационные качества, чтобы выжить. И «Цукербург» на своей окраине Менло-Парка – лишь маленький пример. Так было в разные периоды времени и с Лос-Анджелесом, и с Мемфисом, и с Детройтом.

Готовы ли российские города к таким изменениям? У нас уже был опыт послевоенных ЗАТО, жестко изолированных от окружающей среды. Были Академгородки с обязательным условием, чтобы и жилье, и снабжение, и оплата – лучше, чем вокруг. А идея экополиса как поселения будущего, достаточно серьезно рассматривалась в СССР в конце 80-х но так и не нашла применения из-за смутных времен.

Многие скажут, что не нам, мол, играться в силиконовые бирюльки и экопоселения – все равно Штаты мы не догоним. Но так думают не все.

Вернуть ученого, прожившего в Кремниевой долине дольше пяти лет на родину не реально, – считает ученый из Петербурга, профессор Северо-Западного политехнического университета (Калифорния) Тимур Палташев, который проработал в американской Силиконовой долине более 10 лет. Но построить в России современный по мировым меркам технопарк вполне возможно:

Даже если начинать с нуля – нужна лишь политическая воля, квалифицированные специалисты и, конечно, деньги. Пример – Тайвань. В конце 1970-х годов он переживал стагнацию традиционных отраслей индустрии, крайне высокой была «утечка мозгов». И тогда правительство приняло решение создать научно-промышленный технологический парк, цель которого – развивать микроэлектронику и производство электронных устройств. Но поскольку построить солидную многоуровневую компанию за короткое время было практически невозможно, то упор сделали на инкубацию и развитие в одной географической точке малых и средних инженерных компаний. Важным было и терпимое отношение к неудачам при создании новых изделий и технологий. Всегда давался следующий шанс, так как отрицательный результат и опыт, при этом полученный, ценились не меньше, чем положительный. Так появился ныне знаменитый технопарк Синьчу. Он стал местом концентрации нескольких сотен электронных компаний.

Для создания успешного корпоративного города, считает ученый, помимо политической воли, нужны: университет, коммуникации, творческая атмосфера, изолированность выбранного места и умеренные цены на комфортную недвижимость.

С недвижимостью своего будущего Иннополиса сейчас креативно разбираются татарские чиновники. Свой город будущего они строят под Казанью, предварительно познакомившись с инновационными проектами американских университетов, съездив в Питтсбург – набраться местного опыта, и открыв офис Иннополиса в Калифорнии для привлечения крупных мировых игроков в сфере IT. «Город будущего» со всей инфраструктурой, разнообразным жильем и соблюдаемыми эко-нормами в идеале планирует принять 155 тысяч жителей – IT-специалистов с семьями.

«Жилье в Иннополисе будет предоставляться на условиях доступной аренды. Пока мы не рассматриваем вариант с продажей. Если это жилье выпустить на открытый рынок, мы немножко сломаем концепцию этого города», – рассказывает куратор проекта «Иннополис» Антон Грачев.

Выходит, тенденция, диктуемая прогрессом, Россию не обошла? И пусть у нас до сих пор путаются в понятиях «технопарк» и «футурополис», научная фантастика, та самая, что есть, выражаясь словами Сида Мида, «реальность, опережающая график», постепенно под этот график подстраивается.

В стране уже работает федеральная программа по энергосбережению, поддерживаются все экологические инициативы ООН, стартуют экспериментальные площадки в разных регионах, включая Подмосковье. И меняется подход инвесторов, от которых тоже зависит будущее наших городов.

Инвестор Ульви Касимов, например верит, что города будущего, будут строить люди будущего, под себя, свои нужды и запросы, которым действительно интересно жить в условиях прогресса и менять пространство своей среды обитания в российских условиях:

«У человека, который живет в России – есть определенный набор проблем, которые он вынужден ежедневно решать. Проблем однотипных: с родственниками, с работой, с детьми, с досугом, с соседями. Я создал подробный список таких проблем, и хочу создать пространство – корпоративный город – где все они будут решены при помощи архитектуры. Любая потребность человека может быть удовлетворена через особое архитектурное пространство».

Выбирать, жить «по тy сторону стабильности», или создавать собственную стабильность в условиях непрерывной трансформации – только нам. Ведь, завершая словами Касимова: «если рассматривать планету как одну большую стройплощадку, все самые выгодные места для мирового строительства уже заняты. Россия – по аналогии – неплохой спальный район. И этот район имеет смысл развивать».

[1] Многие крупные компании заключают контракты с предприятиями, поставляющими специально оборудованные автофургоны для того, чтобы сотрудники могли постричься прямо на месте. Но мало кто может похвастаться собственной парикмахерской.

[2] Британский архитектор Норман Фостер известен такими проектами, как виадук Мийо, купол Рейхстага и City Hall в Лондоне.

[3] «Умный» город Масдар, спроектированный на 50 тысяч жителей, основан на ветряной и солнечной энергии, на максимальной мобильности жителей, но без пробок. Масдар будет первым городом на Земле без автомобилей и с нулевыми выбросами в атмосферу. Новое средство передвижения будет похожим на горизонтальный лифт. Управляемое при помощи компьютера, оно позволит людям добираться в любую точку города в кратчайшие сроки. Завершить строительство города будущего планируется около 2030 года.

[4] Доксайд-Грин – поселение в черте канадского порта Виктория. Строительство этого «экотауна» с нулевым балансом выброса углерода должно завершиться в 2013 году. Проект Доксайд-Грин подразумевает возведение экологичных жилых домов, завода по газификации биомассы, офисных и коммерческих площадей больше чем на 30 тысяч квадратных метров, ресторана, кафе и булочной. Обитатели «экотауна» будут передвигаться только на велосипедах и гибридных автомобилях, а все городские отходы подвергаться полной утилизации.

[5] Здесь действует лучшая в мире система автобусного движения. Автобусы работают по принципу метрополитена: сначала пассажиры проходят через турникеты на автобусную станцию – в стеклянный цилиндр, приподнятый над землей на такую высоту, чтобы пол станции и автобуса был на одном уровне. Подходит автобус, согласованно открываются все двери, пропуская пассажиров, – на высадку и посадку тратится не более 30 секунд, после чего автобус мчится по свободной дороге. Всем прочим автомобилям въезд на автобусные магистрали запрещен. Автомобили в Куритибе не пользуются популярностью, а о пробках в городе не слышали уже много лет.

Автор: Наталья Войкова

Terra America

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе